Характеристика умственного труда студента*

Существовавший в течение тысячелетий труд студента, имевший выраженный умственный характер, в настоящее время переходит на новый более высокий уровень в связи с масштабным внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Из умственного труда студента постепенно вытесняются однообразная деятельность при выполнении сложных расчетов, проектировании курсовых и дипломных работ и т. п. Однако применение компьютерных технологий не снижает требований к проявлению творческих способностей студентов. В то же время оценка степени напряженности умственного труда студента в настоящее время затруднена в связи с отсутствием объективных тестов, специфических для умственного утомления студентов.

Одна из важнейших задач высшей школы — создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Согласно великому Аристотелю, хороший вождь должен обладать «этосом», «пафосом», «логосом». Известно, что «этос» — высокая нравственность, источник убеждения в своей правоте, «пафос» — способность затрагивать чувства людей, «логос» — умение разумно обосновать свои поступки и заставлять думать людей.

Понимая, что вуз — не школа, что он не обучает, вуз создает условия для того, чтобы учиться, естественно тому, у кого хватит сил и возможностей познать себя, объективно развить, довести свое «я», качества, умения, навыки, наконец, состояние здоровья, высокий уровень умственной и физической работоспособности, интеллекта, культуры, невольно задаешь вопрос: «Хватит ли ваших сил, уважаемые студенты-первокурсники, чтобы все освоить, усовершенствовать и реализовать во благо?» Профессионально заявляю: «Хватит. Хватит, если перед любым начинанием и его результатом будет слово “Сам!”».

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности.

Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента — вузовской физической культуры (не школьной «физры»), спорта, существенно сокращающих период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

Такие термины, как «самоуправление», «аутогенный менеджмент» — не только дань моде, но и важные волевые моменты, основа которых — постановка целей, планирование своей деятельности, распределение времени и многое другое, что связано с изменением уклада, стиля, образа жизни.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всём протяжении его развития и формирования. Вуз предоставляет такую возможность.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр, и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

Этому способствуют:

• активные средства физической культуры, игровые виды спорта, туризм, альпинизм, спортивное ориентирование, скалолазание и другие виды целенаправленной физической занятости;

• массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, в которых студент — участник, организатор, помощник и т. п.;

• разумное планирование своей жизни на ближайшие 3-5 лет в виде реально обоснованной программы самосовершенствования, основные положения которой нацелены на укрепление здоровья, повышение интеллекта, освоение избранной профессии.

Не менее важно и использование средств физической культуры, спорта в психологической подготовке будущего специалиста. Именно спорт, физическое воспитание ставит студента (пока студента!) в те условия, которые формируют его психологическую готовность к профессиональным негативным воздействиям. Австралийский психолог Алан Пиз доказал, что с помощью слов, вербально, мы передаем только 7% информации. 93% приходятся на интонацию, мимику, жесты, бессознательные телодвижения. Только наличие сильной воли, умение сохранять самообладание могут позволить скрыть свое психологическое состояние.

Утомление необходимо рассматривать как временное ухудшение функционального состояния организма, основные признаки которого:

— резкое снижение работоспособности;

— изменение физиологических функций;

— изменение внешних признаков поведения.

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психофизиологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки.

Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Принятые системой образования рекреации: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный, зимний и летний каникулярный отдых, временное пребывание целевого характера в профилакториях, санаториях и т. п., академический годовой отпуск нацелены на восстановление оптимального соотношения основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с этим умственную работоспособность. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом не менее половины от всех импульсов исходит от мышц.

Движения мышц, создающие громадное количество импульсов, способствуют образованию замкнутых циклов возбуждения, отличающихся высокими уровнями стойкости, инертности.

Так, после прекращения физической работы человек сразу отключается от нее. При умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Нервная система полностью не реабилитирована (табл. 6.1). Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомленный мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением… мускулатуры.

Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но и тренированное тело (табл. 6.2). Приведенные данные могут служить некоторым ориентиром использования различных физических нагрузок с целью оптимизации умственной деятельности студентов.

умственный труд студента

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамента, коммуникабельности), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Все эти факторы позволяют оценить лишь общие закономерности умственного труда работы студентов. Однако можно предположить, что изменения в организме, происходящие под воздействием труда студента, весьма незначительны по сравнению со сдвигами при физической работе. У студентов, по данным В. Г. Крыжановского, изменения под влиянием занятий касаются как высшей нервной деятельности, так и вегетативных функций. Умственная деятельность студентов приводит к учащению пульса в течение учебного дня, повышению максимального и минимального артериального давления (на 16 и 32% соответственно), уменьшению веса тела и небольшому снижению количества лейкоцитов в период экзаменов. Одни занятия приводят к повышению, а другие — к понижению возбудимости зрительного анализатора. Отмечены двухфазные изменения возбудимости зрительного анализатора: повышение — после небольшой по интенсивности и понижение — после большой по интенсивности умственной деятельности (С. Д. Хоружая). В некоторых случаях повышение возбудимости сочетается с нарушением динамики возбудительных и тормозных процессов, в других случаях нарушение динамики этих процессов сопровождается снижающейся возбудимостью (Е. К. Редькина, Е. А. Широкова). Значительные изменения наблюдаются и в ЭЭГ (Ю. М. Пратусевич). Отмечены расхождения в сдвигах в первой и во второй сигнальных системах у студентов после занятий: в пределах первой сигнальной системы наблюдается лишь ослабление процессов внутреннего торможения, в то время как второсигнальные связи тормозятся (А. С. Дмитриев). К аналогичным сдвигам в организме приводит умственный труд преподавателей. Изменения газообмена после чтения лекций и приема экзаменов у преподавателей бывают на том же уровне, что и у студентов в период подготовки к экзаменам: газообмен увеличивается на 25,3, потребление кислорода — на 13,6, а выделение углекислоты — на 22,0% (Г. В. Хлопин).

Первостепенной задачей успешного управления учебно-воспитательным процессом в вузе, по мнению Г. М. Соловьева является учёт условий жизнедеятельности студентов, их социально-демографических и социально-психологических особенностей, учёт степени соответствия уровня мотивационно-ценностных ориентации, характера студенческой активности идеалу специалиста. При этом каждому студенту необходимо знать возрастные особенности своего организма, свои психофизические силы и возможности своего возраста, чтобы оптимально организовывать свой труд, учёбу, отдых.( Соловьев Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 222 с.)

Студент как человек определённого возраста и как личность может быть охарактеризован с трёх сторон. Во-первых, с социальной, в которой отражаются общественные отношения, включение молодого человека в студенческую среду, выполнение им функций и обязанностей, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. Во-вторых, с психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности (темперамент, характер, способности, направленность). В-третьих, с биологической, которая включает в себя тип высшей нервной деятельности. Эта сторона определяется генетическими и возрастными особенностями, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания и самовоспитания.
* Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999. 448 с. Евсеев Ю. И. Физическая культура. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 382 с. — (Высшее образование). Чермит К. Д., Левченко В. Г. Высшее образование: реалии и перспективы. РИО Адыгейского государственного университета. — Майкоп, 2001.

Оставьте комментарий