Специфика биоэнергетического обеспечения двигательной деятельности в лыжных гонках.Часть3

Чем меньше время прохождения контрольного отрезка, тем лучше скольжение. Процедуру тестирования и рас­чета коэффициентов трения скольжения и сцепления по этой и другим методикам можно найти в вышеуказанной в сноске ли­тературе.

Все многообразие условий скольжения в различных погод­ных условиях при изменении структуры снежного покрова мож­но ориентировочно объединить в шесть наиболее выразитель­ных, качественно различающихся между собой разновиднос­тей, которые существенно изменяют двигательную деятель­ность лыжника:

1)  условия скольжения при обильном снегопаде и низкой плот­ности снежного покрова;

2)  условия скольжения в сильный мороз, температура воздуха ниже минус 15-20 градусов С;

3)   условия скольжения при выраженной оттепели, когда снег влажный (легко лепятся снежки) или мокрый (из снежка выдав­ливаются капельки воды), температура воздуха плюс 2-10°С и выше;

4)   оптимальные условия скольжения по сухому достаточно тинному снежному покрову, температура воздуха минус 3-12°С;

5) неустойчивые условия скольжения по свежевыпавшему снегу, и температура воздуха около 0°С;

6) условия скольжения в гололед, покрывающий лыжную трассу при резких заморозках после оттепели.

Наряду с условиями скольжения структура движений лыжника и ее важнейший показатель — скорость, составляющими которой являются длина и частота шагов, в еще большей степени зависят от рельефа лыжной трассы и длины проложенной на ней тренировоч­ной или соревновательной дистанции. Например, на 5-километровой лыжной трассе могут быть проложены дистанции длиной 5,10, 15 и более километров. На разном рельефе скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах до 10-12 м/с и более на спусках.

В зависимости от соотношения на лыжных трассах подъемов разной длины и крутизны, равнинных участков и спусков трассы классифицируют на равнинные, слабопересеченные, пересечен­ные и сильнопересеченные. Примерные характеристики каждой разновидности рельефа лыжной трассы представлены в табл. 5. Следует заметить, что до настоящего времени не найден универ­сальный критерий характеристики рельефа лыжных трасс. При­веденная классификация вполне удовлетворяет действующим правилам соревнований по лыжным гонкам на 2001 -2005 гг.

Оставьте комментарий