Следует подчеркнуть, что для лыжниц-гонщиц характерна менее экономичная техника передвижения на лыжах. Это обусловлено морфофункциональными различиями в строении организма мужчин и женщин. У женщин короче и чаще шаги, увеличен наклон и размах колебаний туловища, перекат выполняется через более согнутую ногу, характерные для подъемов структурные изменения в технике лыжных ходов проявляются раньше — на менее крутых склонах.
Экономизация энергозатрат распространяется не только на двигательные, но и на вегетативные функции, т.к. при передвижении на лыжах в естественных природных условиях наряду с изменением функционального состояния организма под воздействием выполняемой механической работы происходит увеличение энергозатрат прежде всего на терморегуляцию, функционирование внутренних органов, преодоление сил сопротивления движению.
Главное, с чем сталкивается лыжник, — это низкая температура, в том числе нередко комбинированное действие холода и ветра. Все реакции организма в таких погодных условиях направлены на увеличение теплопродукции и уменьшение теплоотдачи. Активизация процессов терморегуляции требует дополнительных энергозатрат. Они значительно возрастают при недостаточной адаптации организма к холодной и особенно ветреной погоде, игнорировании способов дополнительной защиты тела от потерь тепла, т.е. при несоответствии одежды лыжника погодным условиям. Комбинированное действие ветра и низких температур увеличивает риск переохлаждения, возрастает опасность обморожения незащищенных участков тела. При сильном переохлаждении происходит падение температуры мышц, приводящее к сокращению энергообмена в мышцах. Известно, чем выше мышечная температура, тем интенсивнее энергообмен и, значит, лучше работоспособность. Наряду с адекватной погодным усложним экипировкой эффективным средством сохранения теплового равновесия, снижения воздействия низких температур является интенсивная мышечная работа. Поэтому в соревнованиях нa длинные дистанции усиленного контроля заслуживает реализация тактики равномерного распределения сил по всей дистанции, чтобы не допустить существенного снижения скорости на ее второй половине.