Силы трения скольжения и сцепления характеризуются коэффициентами трения скольжения и сцепления. Лучшим условиям скольжения соответствуют меньшие значения коэффициента трения скольжения. И на всех этапах эволюции лыжного инвентаря модернизация лыж, лыжных мазей и парафинов нацелена прежде всего на снижение этого показателя. Что касается сцепления лыж со снегом, то более надежным оно будет при более высоких показателях коэффициента трения сцепления, т.е. здесь существует прямая зависимость. Однако, устраняя проскальзывание (отдачу) лыж, важно не допустить чрезмерного тормозящего воздействия лыжных мазей, обеспечивающих сцепление.
Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хорошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине склона отмечают место старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки, Чем большее расстояние пройдено при скольжении и дальше от старта произошла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцен ления этот же склон используют как подъем. И наибольшая вы сота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.
При использовании классических ходов визуальную оценку ка чества скольжения и сцепления делают и на равнинном участке, проходя его по хорошо накатанной лыжне попеременным двух шажным ходом в полной координации движений со скоростью, близкой к соревновательной. Если сцепление достаточное, лыжи не проскальзывают. А лучшему скольжению будет соответствовать более высокая скорость.
Для более точной оценки качества скольжения на соревновательной скорости, соответствующей конкретным погодным условиям, «откатку» лыж осуществляют с применением фотоэле ментов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электронными секундомерами устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место старта на горе разгона и, следовательно, скорость движения на контрольном отрезке, корректируют качество скольжения на разных скоростях.