Специфика биоэнергетического обеспечения двигательной деятельности в лыжных гонках.Часть2

Силы трения скольжения и сцепления характеризуются коэф­фициентами трения скольжения и сцепления. Лучшим условиям скольжения соответствуют меньшие значения коэффициента тре­ния скольжения. И на всех этапах эволюции лыжного инвентаря модернизация лыж, лыжных мазей и парафинов нацелена преж­де всего на снижение этого показателя. Что касается сцепления лыж со снегом, то более надежным оно будет при более высоких показателях коэффициента трения сцепления, т.е. здесь суще­ствует прямая зависимость. Однако, устраняя проскальзывание (отдачу) лыж, важно не допустить чрезмерного тормозящего воз­действия лыжных мазей, обеспечивающих сцепление.

Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хо­рошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине скло­на отмечают место старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки, Чем большее рас­стояние пройдено при скольжении и дальше от старта произош­ла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцен ления этот же склон используют как подъем. И наибольшая вы сота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.

При использовании классических ходов визуальную оценку ка чества скольжения и сцепления делают и на равнинном участке, проходя его по хорошо накатанной лыжне попеременным двух шажным ходом в полной координации движений со скоростью, близкой к соревновательной. Если сцепление достаточное, лыжи не проскальзывают. А лучшему скольжению будет соответство­вать более высокая скорость.

Для более точной оценки качества скольжения на соревно­вательной скорости, соответствующей конкретным погодным условиям, «откатку» лыж осуществляют с применением фотоэле ментов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электрон­ными секундомерами устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место стар­та на горе разгона и, следовательно, скорость движения на кон­трольном отрезке, корректируют качество скольжения на раз­ных скоростях.

 

Оставьте комментарий