Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки

Тренировочный процесс строится на основе общих принципов физи­ческого воспитания и специфических принципов. Реализация общих принципов осуществляется с учетом особенностей вида спорта. В груп­пу специфических принципов входят следующие:

Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью спор­та является стремление человека к наивысшим спортивным результа­там. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолет­нюю работу и т.д.

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подготовка (физическая, техническая) предшествует углубленной спор­тивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолет­них занятий, создавая предпосылки для специализации.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предпола­гает многолетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности за­нятий на протяжении всего периода активных занятий спортом. Коли­чество тренировочных занятий и содержание, характер нагрузки долж­ны обеспечивать рост спортивного мастерства спортсменов.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельной моби­лизации сил во время соревнований. В процессе тренировочных заня­тий постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагруз­ки достигается за счет различных ее параметров.

Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер на­грузок основан на закономерностях утомления и восстановления, тре­бующих чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и харак­тера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.

Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в систематическом повторении относительно законченных структур­ных его единиц: тренировочных заданий и занятий, малых, средних и больших циклов.

Каждый цикл является частичным повторением предыдущего и одно­временно отличается усложнением содержания, средств и методов, уве­личением объема и т.д. Реализация данного принципа предполагает:

1.     Систематическое повторение основных элементов содержания и, вместе с тем, изменение и чередование тренировочных заданий в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов трени­ровочного процесса.

2.     Целесообразное использование средств и методов тренировки.

3.     Нормирование и регулирование тренировочных нагрузок примени­тельно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки.

4.     Построение различных циклов тренировки с учетом естественных биологических ритмов организма, природных явлений и т.п.

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятель­ности и структуры подготовленности спортсмена. Данный принцип опирается на закономерности, отражающие струк­туру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и трени­ровочной деятельности спортсмена. Рациональное построение процес­са тренировки предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечиваю­щей эффективное осуществление соревновательной борьбы. Этот при­нцип предусматривает создание системы поэтапного управления, раз­работки перспективной программы на относительно длительный пери­од спортивной подготовки.

Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельнос­ти. Реализация этого принципа в процессе многолетней тренировки предусматривает учет возрастных особенностей, набор соответствую­щих средств, позволяющих эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, ведущих к спортивному совершенствованию и росту спортивных результатов. В детско-юношеском возрасте необ­ходимо учитывать благоприятные (сенситивные) периоды, которые ха­рактеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами разви­тия способностей .

Оставьте комментарий