Среди выдающихся спортсменов именно в лыжных гонках немало тех, кто начинал заниматься лыжами в 16-17 лет, а в отдельных случаях и позже. Стали уже хрестоматийными спортивные биографии наших соотечественников Галины Кулаковой, Раисы Сметаниной, Алексея Прокуророва, Нины Гаврылюк, Ларисы Лазутиной, которые приступили к специфичным для лыжника тренировкам к периоду завершения естественного биологического созревания и явили спортивному миру уникальное как по продолжительности, так и по стабильности сохранение высшего спортивного мастерства в течение 4-5 олимпийских циклов, т.е. продолжительность их пребывания в зоне высших достижений составила 14-18 лет.
Эти примеры еще больше подчеркивают и подтверждают ключевое правило: с учетом объективных биологических закономерностей возрастного развития организма и специфики функционального обеспечения двигательной деятельности лыжные гонки — «взрослый» вид спорта. В процессе многолетней подготовки необходимо обеспечить сохранение резервных возможностей организма для реализации истинного природного таланта с вступлением в заключительный, взрослый, период тренировки.
Вообще-то в последние годы во многих видах спорта замечена тенденция к увеличению продолжительности активных выступлений на уровне международного класса. Специалисты связывают это в первую очередь с непрекращающимся совершенствованием методики тренировки, а также рационализацией питания, использованием дополнительных средств восстановления и повышения работоспособности, достижениями спортивной индустрии.
Основные выводы:
- С учетом биологических закономерностей развития организма и на основе современной, реально сложившейся соревновательной практики в многолетней подготовке лыжников-гонщиков целесообразно выделять шесть периодов: 1 -детский, 2- подростковый, 3 — юношеский, 4 — юниорский, 5 — молодежный, 6 — взрослый.
- Целесообразный возраст начала занятий лыжами с 3-6 лет — исключительно с оздоровительной целью — ни в коем случае нельзя расценивать как призыв к ранней, целенаправленной спортивной тренировке, которая истощает биологические механизмы, подавляет природные задатки и, следовательно, исключает возможность достижения высоких результатов в будущем, но самое главное — наносит непоправимый и невосполнимый ущерб гармоничному биологическому развитию растущего организма.