Задачи воспитательной работы. Решающей стороной подготовки советского спортсмена, от уровня которой в значительной степени зависит формирование его личности как гражданина Советского Союза, является воспитание его моральных качеств. Основой воспитания моральных качеств служит моральный кодекс строителя коммунизма, изложенный в Программе КПСС. Воспитательна^ работа педагога в большой мере определяет отношение спортсмена к тренировке, его интерес и увлеченность, готовность соблюдать спортивный режим, преодолевать трудности, возникающие в процессе тренировки и соревнований, от чего в конечном^ггбге зависит рост спортивных достижений.
Задачи воспитания молодого человека — строителя коммунистического общества с исчерпывающей полнотой определил Владимир Ильич Ленин в речи на III съезде комсомола. «Надо, — говорил он,— чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».
И дальше: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» [1].
Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ JI. И- Брежнев с предельной ясностью охарактеризовал в речи на XVII съезде BJ1KCM содержание нашей коммунистической морали: «Мораль, которой мы руководствуемся, — сплав беззаветной преданности идеалам коммунизма и высокой гражданственности, любви к своей социалистической Родине и братской солидарности с трудящимися всех стран, коллективизма и непримиримости к нарушениям общественного долга. Наша коммунистическая мораль по праву наследует и развивает гуманистические нормы нравственности, выработанные человечеством. Трудолюбие, честность, скромность, чувство собственного достоинства, товарищество, взаимное уважение — все это неотъемлемые черты морального облика советского человека».
Этими словами и определяется основное- направление коммунистического воспитания советской молодежи, в том числе спортсменов-пловцов.
Коммунистическая партия осуществляет идейное воспитание трудящихся через печать, радио, телевидение, сеть политического образования, школу, профсоюзные, комсомольские и другие, в том числе спортивные, организации. Советского человека воспитывает весь уклад жизни социалистического общества.
Большое воспитывающее влияние на формирование моральных качеств спортсмена оказывают преподаватели по физическому воспитанию, тренеры.
Как правило, тренеру по плаванию приходится иметь дело с еще не вполне сформировавшимися в физическом и нравственном отношении подростками, юношами и девушками. Это налагает на педагога особую ответственность за воспитание их морального облика. В задачу советского тренера входит воспитание спортсменов в духе коммунистической морали, беззаветной преданности советской Родине, Коммунистической партии.
Нравственное воспитание спортсмена имеет большое значение для решения спортивных задач. Напряженная многолетняя тренировка, участие в соревнованиях, достижение высоких спортивно- технических результатов требуют от спортсмена мобилизации всех его физических и психических возможностей. Опыт показывает, что эффективность тренировки, спортивные результаты во многом зависят от качества воспитательной работы, проводимой среди спортсменов. Советские спортсмены не раз завоевывали победы на крупнейших международных соревнованиях, устанавливали мировые и всесоюзные рекорды благодаря сплоченности, организованности и дисциплинированности команд, проявлению воли в достижении этих рекордов.
Воспитательная работа тренера должна сочетаться с воспитательным воздействием семьи, школы или производства, партийной и комсомольской организаций, с которыми тренер обязан поддерживать тесную связь.
Перед советским тренером ставится большая, благородная задача -воспитать спортсмена-гражданина, сознательного и активного борца за новое коммунистическое общество, воспитать достойную смену старшему поколению мастеров плавания.