Каждый вид скалолазания имеет традиционные закономерности выполнения технических приемов и принятия тактических решений, обладает своими психологическими и физиологическими особенностями. Разнятся не только технические приемы индивидуального лазания, парной гонки и связок, но также условия соревнований и характер трасс. Поэтому разрядники, тренирующиеся в разных городах, очень не похожи друг на друга. Скажем, уровень подготовки подавляющего большинства мастеров спорта соответствует их формальной квалификации, а вот подготовленность целого ряда кандидатов в мастера оставляет желать лучшего. Даже результаты сильнейших из них — участников всесоюзных соревнований — отличаются друг от друга по временным показателям в 2—3 раза. Более того, представители отдельных районов страны часто не в состоянии преодолеть трассу, проложенную в расчете на их квалификацию.
Как разрешить эту проблему? Какие средства и методы помогут спортсменам, тренирующимся в различных условиях, повысить мастерство, а тренерам дадут возможность оценить их истинный уровень? Ответы на поставленные вопросы хотелось бы дать не в общих чертах, но опираясь на конкретные исходные предпосылки.
Одна из главных задач организации учебно-трениро- вочного процесса — правильный подбор скал для занятий. На простом или однообразном рельефе мастерство скалолазов нивелируется. Например, когда трудность трассы определяют одинаковые силовые выходы, ведущую роль начинает играть атлетизм, а не технический уровень спортсменов. Основной объективный критерий правильного выбора рельефа тренировочных скал — скорость лазания по трассе. Она должна быть близка к соревновательной, а также соответствовать реальной квалификации скалолаза — в этом суть оптимальной подготовки. Кроме того, время прохождения трассы определяет характер физических нагрузок.
В современных условиях следует оперировать количественными показателями, к достижению которых спортсмен должен стремиться. Исходя из того, что абсолютных величин, определяющих уровень мастерства, в скалолазании не существует, воспользуемся сравнительными. За основной критерий оценки истинной квалификации спортсмена примем временные показатели на трассах всесоюзных соревнований. Трассы этих соревнований можно считать эталонными. О реальном уровне подготовленности проще всего судить по местам, занятым спортсменами в соревнованиях. Мастера спорта международного класса (мсмк) и сильнейшие мастера спорта (мс) становятся чемпионами и призерами; Мастера спорта и кандидаты в мастера спорта (кмс), готовящиеся к выполнению норматива мастера, оказываются в первом десятке или близко к нему. Зрелые стабильные кмс обычно занимают с 15-го по 25-е место из 40—50 участников на коротких трассах и в парных гонках, а на длинные финальные трассы попадают редко, где в лучшем случае бывают последними. Остальные (слабые кмс) с трудом проходят дистанцию парной гонки, реже — короткую трассу, довольствуясь последними местами. (Хотя перворазрядники к стартам на всесоюзных соревнованиях не допускаются, готовиться к преодолению подобных трасс им следует, поэтому рекомендации могут быть непосредственно использованы и для этой категории спортсменов.)