Методы обучения баскетболу

Конкретный эффект любого педагогического средства определяет­ся не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Рассказ — это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значе­нии в игровой деятельности.

Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкрет­ного двигательного движения или действия, а также факторы, опре­деляющие его эффективность. Точное и доступное объяснение созда­ет предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объясне­нию — краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях.

Команды и распоряжения — специфические формы речевого воз­действия для оперативного управления деятельностью занимающих­ся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые, в отличие от команд, не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, на­чала или окончания упражнения или игрового задания.

Задание — это форма постановки индивидуальной или коллектив­ной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх.

Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства.

Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благо­даря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании.

Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех дей­ствий и их результата.

Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним прежде всего относится показ упражнений или их элемен­тов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ дол­жен носить образцовый, четкий характер и создавать полное пред­ставление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого не­обходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедлен­ном темпе и т.д.

Высокорезультативны и вспомогательные наглядные методы: де­монстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных до­сок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация, а также метод «стоп-кадра» при обучении тактическим взаимодействиям.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С помо­щью предметных или условных ориентиров (например, линии раз­метки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, разно­образные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают на­правление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т.п. Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных усло­вий эффективности проведения учебных занятий.

Практические методы базируются на активной двигательной дея­тельности занимающихся. Их грамотное использование имеет ре­шающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол.

Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдель­ными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся.

Разучивание техники может осуществляться в целом или по час­тям. Относительно простые игровые приемы (например, стойки, пе­редвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, т.к. их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предпола­гает временное освоение отдельных элементов целостного двигатель­ного действия с последующим их объединением. Расчлененным ме­тодом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы).

При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к ов­ладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать:

  • имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (на­пример, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков);
  • фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данно­го приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыг­нув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове);
  • создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки зани­мающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной ру­кой от плеча);
  • временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле).

Количество подводящих упражнений и время их использования зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом.

В дальнейшем условия выполнения технических приемов услож­няют. При этом придерживаются определенной последовательности:

  • от действий без мяча переходят к технике владения мячом;
  • от статических действий на месте — к динамическим в движении;
  • от обособленного единичного исполнения — к чередованию и сочетанию с другими действиями;
  • от многократного повторения в облегченных стабильных усло­виях — к ситуативному применению в игровых.

Результативному освоению современных навыков игры в баскет­бол на определенном этапе обучения содействует метод сопряжен­ных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных ус­ловий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игро­вых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря соревновательным упражнениям. Их применение создает благоприятный эмоциональ­ный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, про­буждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дейст­вий в условиях, регламентированных установленными правилами иг­ры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эс­тафетами и непосредственно игрой.

Основу соревновательного метода составляет специально органи­зованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен со­ревнованием на количественный или качественный результат при вы­полнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, нако­нец, официальными соревнованиями.

С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по от­ношению к официальным правилам соревнований условиях. Наибо­лее действенными методическими приемами, практикуемыми на уро­ках по баскетболу, являются:

  • уменьшение или увеличение площади взаимодействия зани­мающихся при выполнении игровых действий;
  • уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них;
  • введение в ходе выполнения упражнения дополнительной спе­цифической информации (например, игра двумя мячами; условно­зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов,

ит.д.);

  • наложение ограничений на выполнение игровых действий, свя­занных с изменением существующих в игре правил (например, увели­чение продолжительности игры; сокращение времени владения мя­чом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фа­зы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.);
  • усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; иг­ра при моделировании шума трибун и т.п.);
  • усложнение или упрощение условий выполнения игровых прие­мов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнитель­ных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину);
  • применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.;
  • игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).

Несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности за­нимающихся в плане обучения и овладения основами техники и так­тики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, т.к. наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.

На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения за­даний. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности необходимо смещать акценты: переходить к ко­мандным видам соревнований, стимулировать быстроту и результа­тивность действий в условиях возрастающей активности противобор­ства. Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его уме­ния взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимаю­щихся, а также сложности изучаемого материала.

Оставьте комментарий