Медико-биологические основы художественной гимнастики

В настоящее время общепризнанно, что средства и Методика спортивной тренировки и физического воспитания должны быть различными. Так же должны различаться средства и методика занятий физическими упражнениями мужчин и женщин, что объясняется особенностями строения и развития их организмов, сложившиеся в процессе филогенетического становления человечества. Студенческий возраст в основном совпадает со зрелым периодом онтогенеза женского организма. Поэтому при организации физического воспитания учет особенностей развития женского организма в этом периоде становится особенно важным. С половым созреванием начинают отличаться как телосложение мужчины и женщины, так и функциональная деятельность многих внутренних органов. Тело женщины шире всего в тазовой области, мужчины — в плечевом поясе. Объясняется это особенностями строения скелета, прежде всего костей таза, которые тоньше и подвижнее у женщин, а сам таз шире мужского, что в сочетании с относительно короткими ногами обусловливает более низкое расположение центра тяжести тела у женщины. Последнее не способствует достижению высоких спортивных результатов в прыжках, в скоростном беге, опорных и висовых упражнениях. Вместе с тем большая подвижность в соединениях костей скелета, особенно позвонков, благодаря более толстым дискам между ними, большим суставным щелям и большей эластичности связок позволяет у женщин успешно развивать гибкость. Те же особенности телосложения женщины обусловливает необходимость специального укрепления мышечного корсета вокруг позвоночника. Сравнительно большая длина поясничного отдела позвоночника и брюшной полости требуют особого укрепления мышц живота. От развития мышц брюшного пресса, таза и тазового дна зависит правильное положение внутренних органов, в том числе и половых, обладающих известной подвижностью. Под влиянием резкого повышения внутрибрюшного давления и резких сотрясений тела они могут изменить свое положение в малом тазу и привести к определенным гинекологическим заболеваниям. Поэтому спортивные упражнения для женщин должны быть пластичными, без натуживания и резкого или продолжительного применения максимальной силы. Упругость и сила передней брюшной стенки очень важны для нормального течения беременности и родов. Все это обусловливает в физическом воспитании студенток (женщин зрелого возраста) большой удельный вес упражнений для мышц туловища и ног.

Как известно, развитие подкожного жирового слоя и соотношение между мышечной массой и жировой тканью в организмах мужчины и женщины различны. Жировая ткань составляет от общего веса в теле женщины в среднем 28%, мужчины — лишь 18%, а мышцы соответственно 35 и 40 — 50%. Жировая ткань в женском организме наслаивается в области живота, ягодиц, бедер и груди, т. е. на наименее подвижных частях тела. Когда-то она служила энергетическим резервом и источником постоянства температуры для плода независимо от условий жизни матери. В настоящее время в этом нет уже биологической необходимости. В большинстве случаев жировая ткань является причиной избыточного веса, который может быть уменьшен благодаря определенным физическим воздействиям, сочетающимся с правильным питанием.

У женщины меньше по сравнению с мужчиной функциональные возможности дыхательно-циркуляторного аппарата: меньшие размеры и вес сердца, его систолический и минутный объем, меньше общее количество крови и гемоглобина в ней, т. е. меньшая кислородная емкость крови; меньшая жизненная емкость легких и ниже способность к предельному поглощению кислорода: у женщины сердце сокращается чаще чем у мужчи ны н дает более резкую реакцию на физическую нагрузку. Недостаточная легочная вентиляция компенсируется учащением дыхания; при продолжительной или интенсивной работе у женщин возникает больший кислородный голод. Следовательно, одинаковая физическая работа выполняется женщинами с более значительным функциональным напряжением внутренних орга-е:з и при большем расходовании резервных возможностей организма, чем мужчинами.

Столь характерные особенности женского организма связаны с деятельностью внутренних половых органов и, в частности, яичников. Гормоны, вырабатываемые ими, оказывают на организм феминизирующее действие. а также влияют на процессы обмена веществ в организме; в комплексе с другими факторами они оказывают влияние и на формирование женской психики, а также на становление особенностей моторики. Женской натуре, как правило, присуща эмоциональность, большая подвижность психических процессов. Поэтому они труднее переносят длительную монотонную и интенсивную физическую нагрузку, у них более быстро утомляется центральная нервная система. А в работе умеренной интенсивности или с ритмическими паузами для отдыха они проявляют большую выносливость.

В профессиональной деятельности и в быту от женщины, как правило, требуется способность рационально распределять свои силы, экономно двигаться, быстро реагировать, переключаться. Словом, успешная деятельность предполагает высокий уровень координации движений.

Следовательно, женщинам особенно нужны такие виды физической активности, в которых проявляется гибкость, координированность, пластичность, красота и танцевальность движений. Им легче переносить физическую нагрузку, которая характеризуется ритмичным и довольно частым чередованием напряжения и расслабления мышц, частой переменой положения тела.

Основой женской гимнастики является принцип биологической целесообразности. Этому принципу соответствуют умеренные нагрузки при соблюдении целостности и динамичности, некоторой танцевальности выполнения упражнений. Опираясь на многолетний практический опыт работы с женскими группами в наше университете, можно утверждать, что именно такой ха рактер учебного материала для физического развития девушек наиболее полно соответствует особенностям их моторики и благоприятно воздействует на их эмоциональное состояние.

Целостный характер любого упражнения достигается одновременным включением в действие многих суставов и мышц, даже самых мелких: одни выполняю основное действие, другие — дополнительное. Например, мах или взмах руками и туловищем сопровождается пружинящим движением ног; наклон выполняется спружиниванием или взмахом; приседания соединяются со сгибанием и выпрямлением позвоночника (круглый присед) и волнообразными или маховыми движениями рук. К целостным элементам упражнений относятся взмахи, «волны», пружинные движения, а также некоторые варианты расслаблений, в которых движение последовательно и слитно передается от одной части тела к другой.

Целостный характер выражается еще и в плавных переходах от одного двигательного акта к другому, и в умении постепенно включать в работу весь организм, которое особенно ярко проявляется при выполнении связок и комбинации упражнений, даже тех, основное содержание в которых составляют общеразвивающие упражнения на силу и растягивания.

Установлено, что плавные, округлые, волнообразные, пружинящие движения на занятиях физического воспитания студентки выполняют с большим удовольствием не только потому, что такие движения свойственны моторике женского организма, но и потому, что они вызывают определенные благоприятные сдвиги в физиологических функциях. Такие движения не ведут к резким изменениям сердечно-сосудистой системы (учащению сокращения сердца, повышению кровяного давления), у занимающихся не возникает субъективного чувства тяжести, утомления. Особенно ценно то, что по энергетическим затратам эти упражнения не уступают движениям противоположного характера  прямолинейным, выполняемым сокращением только больших групп мышц. Это позволяет хорошо развить опорнодвигательный аппарат и у тех занимающихся, у которых функциональные возможности организма скромны.

По тем же причинам динамические упражнения переносятся женским организмом легче, чем статические напряжения. Динамика занятий женской гимнастикой достигается не только перемещением гимнасток по площадке (ходьба, бег, танцевальные шаги, подпрыгивания, прыжки) и движениями рук, ног, туловища в пространстве (обычная структура упражнений основной гимнастики), но и последовательным «текучим» изменением степени напряжения мышц, амплитуды, скорости, направления и характера движений (разные варианты расслаблений, махи, взмахи, волны, так называемые отстающие движения, отталкивания, нажимы, наклоны свертываясь-развертываясь). Такой усиленной работой мышц туловища достигается определенная нагрузка на организм и при упражнениях на месте, что очень важно при проведении занятий в небольшом помещении. Но статические упражнения нельзя совсем исключать из программы: они нужны как составная часть всего комплекса тренирующих средств.

Танцевальный характер выполнения упражнений в системе женской гимнастики является отличительной чертой по сравнению с другими видами оздоровительного спорта. Он складывается из целостности, динамичности и ритмичности выполнения упражнений и дополняется включением в них элементов и связок из различных народных и других танцев.

Чувство удовлетворенности занятиями, вызванное у студенток благоприятным физиологическим воздействием на организм упражнениями описанного характера и выполняемыми под музыкальное сопровождение, углубляется еще применением предметов художественной гимнастики и импровизацией в выполнении упражнений. Обильный приток импульсов от многих мышц и суставов в коре головного мозга, ощущение ритма, индивидуальная активность при выполнении движений ведет к образованию доминанты движения, что позволяет отдыхать другим центрам больших полушарий головного мозга. Этим и выполнением большого количества упражнений на расслабление объясняется психо-терапевтический и коррегирующий эффект занятий женской гимнастикой. Таким образом в условиях вуза они помогают сглаживанию высокопсихической напряженности теоретического обучения.

Программа женской гимнастики предусматривает наряду с общим укреплением всего организма занимающихся специальное укрепление морфо-функциональ-ных систем, особенно тех, которые более слабы от природы или более ранимы микротравмами и перегрузками в быту. Известно, что у людей с сидячим образом жизни, а студентки большую часть времени проводят за чтением и писанием, расслаблены мышцы брюшного пресса, согнута спина, возникают явления застоя крови в нижних конечностях и в брюшной полости, замедляется кровоток к сердечной мышце и к головному мозгу. Для устранения этих явлений необходимо постоянно работать над развитием подвижности позвоночника, особенно его шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов и укреплять мышцы брюшного пресса и тазового дна, связочно-суставного аппарата нижних конечностей, плечевого пояса и кистей рук. Это достигается систематическим выполнением специальных упражнений для туловища, бедер и ног из самых различных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях, лежа и т. д.). Эти исходные положения, а также перемена положений тела способствуют еще и разгрузке позвоночника, мышц тазового дна и тазовых органов, лучшему кровоснабжению мозга. Для улучшения гемодинамики целесообразно, кроме специальных упражнений, выполнять кувырки, перекаты, стойки на плечах.

В быту от перегрузки страдают больше всего стопы ног. Поэтому у многих женщин нарушается нормальная функция ног, образуется плоскостопие, которое в свою очередь ведет к нарушению осанки. Этим обусловлено большое внимание, которое в женской гимнастике уделяется укреплению мышц и связок ног.

Красивая и гигиенически целесообразная осанка зависит от правильного тонуса мышц, для регулирования которого предназначены упражнения на расслабление. Осанка студенток должна быть под постоянным контролем преподавателя по физическому воспитанию еще и потому, что только в возрасте 20—25 лет происходит окончательное окостенение таза. Специальными упражнениями можно локально увеличить мышечную массу и уменьшить жировую ткань и таким образом сглаживать недостатки телосложения занимающихся. Проведенное авторами анкетирование показало, что студентки и этом видят одну из привлекательных сторон заня-

тий женской гимнастикой.

Важное значение для полноценной двигательной деятельности человека имеет функция равновесия, кото-рая непосредственно зависит от состояния ног и вестибулярного аппарата. Малоподвижный образ жизни не поддерживает функцию равновесия и вестибулярную устойчивость на нужном уровне. С возрастом нарушается взаимодействие двигательного и кожного ана лизаторов, вестибулярного аппарата и зрения. Поэтому в студенческом возрасте необходимо оптимально разминать функциональные возможности организма, чтобы предупредить их преждевременное нарушение. Усо-мершенствование навыков равновесия и тренировка вестибулярного аппарата обеспечиваются всей совокупностью динамической работы на занятиях женской гимнастикой, а также специальными упражнениями на равновесие.

Практический материал женской гимнастики направлен на воспитание у студенток умения в нужный момент мобилизовать свои силы, а определенные стандартные движения выполнять с минимальным усилием, напрягая только нужные мышцы, т. е. экономично и свободно двигаться и работать. Воспитанию умения рационально расходовать свои силовые резервы способствуют упражнения на расслабление и взмахи, упражнения с изменением степени напряжения мышц, упражнения с предметами, а также любые упражнения повышенной координационной сложности. В результате систематического выполнения этих упражнений у студенток уравнивается тонус мышц, повышается экономичность движений, уменьшаются усилия при выполнении работы. Эти приобретенные на занятиях навыки экономно работать и двигаться студентки переносят в свою ежедневную деятельность: они меньше устают, сохраняют бодрость и жизнерадостность на весь день.

Так как выполнение мягких волнообразных и пружинящих движений не вызывает резких сдвигов в вегетативных функциях, необходимо в занятия включать упражнения, влияющие эффективно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Это — махи, амплитудные круговые движения, подъем и наклоны туловища, бег, прыжки и упражнения со скакалкой. В структуре занятия такие упражнения должны чередоваться с менее нагрузочными и применяться в конце основной его части. Особого внимания требует применение прыжков на двух ногах, так как их выполнение связано с изменением давления в брюшной полости и перегрузки мышц. Поэтому, если недостаточно развиты сила и эластичность мышц и связок суставов ног, эти упражнения могут привести к опусканию органов таза.

Для эффективного развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем полезны дополнительные занятия на открытом воздухе: бег, плавание, лыжные походы и др.

Особенностью методики женской гимнастики являются требования технически точного выполнения упражнений. Если же допускать выполнение упражнений «вообще» без четкого различения силовых и маховых движений, расслаблений и растягиваний и т. д., то нельзя добиться желаемого результата: не

удастся целенаправленно расширить функциональные возможности внутренних органов занимающихся, воспитать нужные двигательные навыки, добиться изящества и выразительности движений, красивой осанки и стройности фигуры. Все вышеизложенное требует от преподавателя женской гимнастики, кроме глубоких знаний о воздействии упражнений на организм человека, большой творческой активности и находчивости.

Оставьте комментарий