Важно сохранять и поддерживать экологический баланс, своевременно предупреждать и исключать возможные конфликты между физкультурно-спортивной деятельностью и природой. Не допускать грубого нарушения растительного покрова, среды обитания птиц и других представителей животного мира, обеспечивать стабильную экологическую обстановку в районах массовых лыжных прогулок.
В зимнем лесу человек глубже осознает необходимость жить в гармонии и единстве с природой, оберегать ее от варварского разорения, опасного нарушения экологического равновесия земной жизни из-за техногенных загрязнений. Он острее воспринимает радость и ценность жизни, ощущает состояние душевного комфорта, расцвет человеческой личности, крайне необходимые ему вдохновение, ликующее удовлетворение, благоговение. Именно эти мгновения способствуют пробуждению потребности еще и еще раз насладиться сказочными зимними пейзажами. И, наверное, нет человека, которому были бы не понятны чувства русского поэта некрасовской школы И.С. Никитина (1824-1861), писавшего:
… Ужи есть за что, Русь могучая,
полюбить тебя, назвать матерью…
В комплексе все это благоприятно действует на человека, затрагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения человека с природой гарантируют здоровье.
Двигательная активность детей, подростков и юношей нацелена прежде всего на укрепление здоровья, а затем уже на выявление дарований и спортивные достижения. Более того, здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения по значимости намного превосходят любые спортивные достижения. При использовании равнинных лыж преимущественно с оздоровительной направленностью вполне достаточно овладеть основами техники движений, которые безопасны, просты и доступны для освоения каждым независимо от половой принадлежности, возраста и исходного уровня подготовленности. Освоить различные способы передвижения на лыжах можно почти самостоятельно, по существу, только наблюдая за тем, как выполняют движения старшие в семье, учитель физкультуры или лыжники-спортсмены. Недоступны они только тем, кто стоит на месте. Заметим, в последнее время школьные учителя, преподаватели вузов и средних учебных заведений получили большую свободу в планировании учебного материала. По своему усмотрению педагог может перераспределять учебные часы на прохождениетого или иного раздела программы. В этой связи в течение всего снежного периода только от учителя зависит объем часов, выделяемых на лыжную подготовку.