Формы передвижения в художественной гимнастике

Формы передвижения в женской гимнастике очень разнообразны. Это — ходьба, бег, танцевальные шаги, пружинные движения, подпрыгивания и прыжки. Широкое применение этих упражнений позволяет занимающимся много двигаться, а преподавателю гибко дозировать на грузку и варьировать интенсивность действий. Одновременно с разучиванием самых простых форм передвижения, таких как ходьба, ходьба с приставным шагом, начинается и воспитание правильной динамической осанки. Уже на первых занятиях от занимающихся надо требовать полного выпрямления туловища, держания тазового пояса в горизонтальном положении напряжением мышц брюшного пресса, ягодиц и бедер. Одновременное «вырастание», напрягая диафрагму, поднимает центр тяжести тела выше и тем самым облегчает работу ног. Такая осанка уменьшает усилия для сохранения равновесия как при ходьбе и беге, так и при выполнении сложных пружинных движений и прыжков. Мышцы плечевого пояса, рук, шеи и лица должны оставаться ненапряженными, свободными при любых, даже требующих максимальных усилий, упражнениях.

Все упражнения данного раздела предназначены для развития силы ног, эластичности мышц и связок, yкрепления суставов и увеличения их подвижности, развит* координации, а также воспитания умения легко и непринужденно передвигаться в любой обстановке.

Помимо названной общей прикладной цели эти упражнения решают на занятиях женской гимнастики е ряд конкретных дополнительных задач в зависимости того, в какой части занятия они применяются. Более простые формы — ходьба, бег, танцевальные комбинации и т. д. — служат организации группы для работ разминке, «оживлению» физиологических функций занимающихся, т. е. для эмоциональной и физиологической подготовки группы к дальнейшей работе. Различные связки на совместное действие с партнершей или с группой, различные ритмические задания с использованием ходьбы, бега, спружинивания и т. д. прививают занимающимся умение ориентироваться в пространстве, сохранять расстояние (интервал) и направление при движении, повышают эмоциональность занятия. Как простые так и более сложные формы передвижения служат выработке умения передать движениями отдельные вырази тельные средства музыки, такие как ритм, темп, динамика и др. Сложные и интенсивные формы передвижения являются учебным материалом основной части занятия.

Передвижение каким-либо конкретным шагом позволяет комбинировать множество упражнений с нарастающей трудностью в зависимости от того, куда и как двигаются занимающиеся: вперед, назад, в сторону, с поворотами, по прямой, по дуге, по кругу или по более сложному рисунку, как «восьмерка», зигзаги, квадраты и т.д. Разнообразить конкретные формы передвижения можно двигаясь вдвоем, втроем, колоннами, группами.

Усложнить и разнообразить передвижения можно с помощью различных положений рук и движений ими Чем выше становится подготовка занимающихся, тем больше при движении участвуют руки, туловище, голова. Особенно заметно это при выполнении более сложных ритмических заданий, таких как хлопки в ладони при ходьбе и при беге, при движении хлопки по бедрам притопы, остановки в различных равновесиях или повороты на скрестных шагах. На занятиях с более подготовленными студентками следует давать различные связки шагов требовать выполнения их в разном темпе, ритме с различным напряжением мышц тела, различным характером и выразительностью.

Основные формы шагов должны повторяться на каждом занятии, причем выполняться в различных соединениях. У начинающих не следует слишком часто менять темп и ритм передвижения. При этом очень важно соблюдать требования постепенного перехода от простого к сложному, т. е. сперва ходить со скрестным шагом, а по мере освоения переходить на бег со скрестным шагом, а затем на подпрыгивания и т. д. очень интересны задания с переключением занимающихся (по группам) на новое действие под музыку или по сигналу, чередуя для каждой группы, например, интенсивное передвижение с ритмическим заданием на ме-сте или же переходы с ходьбы на бег, с бега на подпрыгивание, с подпрыгивания на прыжки и т. д. Разнообразие в занятиях вносят передвижения по заданному рисунку или изменения рисунка движения по желанию исполняющих.

Все эти варианты упражнений развивают, помимо уже сказанного, быстроту движений и особенно скорость реакции у занимающихся, что очень важно для них в повседневной жизни.

Оставьте комментарий