Основная цель дисциплины заключается в подготовке специалиста физической культуры, владеющего теоретическими знаниями, организаторскими и методическими умениями, способного на высоком профессиональном уровне осуществлять подготовку обучающихся по программе рукопашного боя. Исходя из этого, задачи профессиональной подготовки специалистов физической культуры сводятся к следующему:
- дать необходимые знания по содержанию дисциплины «Рукопашный бой» и его характеристику для формирования прикладной, физической и
психологической готовности студентов к действиям в единоборстве с противником;
- • усвоить роль рукопашного боя в системе физической культуры;
- определить понятийный аппарат и специфический язык дисциплины как средство общения специалистов и обучаемых;
- освоить методику подготовки студентов к рукопашному бою изучение приемов и действий, воспитание физических и волевых качеств, формирование психологической устойчивости и др.);
- обучить организации и проведению учебно-тренировочных занятий но рукопашному бою;
- обучить приемам, действиям и видам деятельности в рукопашном бою;
- дать представление о материальном обеспечении занятий по рукопашному бою и строительстве площадок, городков и т. п.;
- ознакомить с основными направлениями научной работы на современном этапе.
Учебная дисциплина «Рукопашный бой» представляет собой раздел физического воспитания личности и изучает закономерности физического совершенствования обучаемых с помощью специфических средств, методов и форм.
В современных условиях наиболее характерным при обучении в высших учебных заведениях является взаимное влияние на обучаемых и других учебных дисциплин. Это требует рассмотрения их роли и значения в комплексном воздействии на подготовку специалистов. Междисциплинарное (качение истории физической культуры заключается в творческом восприятии опыта и уроков прошлого, в способности выявить тенденции развития рукопашного боя в различные исторические эпохи, правильного определения его места в системе обучения.
Законодательство определяет правовые основы применения приемов и боевых действий рукопашного боя при защите общественных интересов, личности граждан от общественно опасного посягательства.
Цикл биологических дисциплин на основании учения о высшей нервной деятельности, с одной стороны, определяет материалистическое понимание процессов нервной и психологической деятельности обучаемых в рукопашном бою, а также при подготовке к нему, с другой — дает знания об уязвимых местах человеческого тела (анатомия) и методические рекомендации для разработки рациональных способов и приемов эффективного воздействия на противника (биомеханика).
Дисциплина «Рукопашный бой» использует положения педагогики, в частности, дидактики, на принципах и методах которой осуществляется обучение, воспитание и развитие студентов.
В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки к рукопашному бою, данная дисциплина опирается на главные принципы и закономерности теории деятельности, разработанные отечественными психологами.
В процессе преподавания дисциплины «Рукопашный бой» используются теоретические и организационные положения, система понятий, разработанная теорией и организацией физической культуры.
Поскольку основной структурной частью рукопашного боя является единоборство, то многие приемы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования и военно-спортивного единоборства — армейского рукопашного боя). В рукопашном бое они получили широкую трактовку и боевое применение.
Выявление и развитие двигательных способностей — важный резерв, который применяется в рукопашном бое для быстрого и совершенного усвоения действий и приемов. Этому способствуют также все спортивно- практические дисциплины — «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры» и другие.
Близость дисциплины «Рукопашный бой» к перечисленным выше дисциплинам ни в коей мере не лишает её самостоятельности. Что же касается многогранных связей, то это объясняется тем, что в центре внимания указанной дисциплины находится студент — будущий специалист по физической культуре и спорту, гражданин и защитник отечества.
Рукопашный бой располагает большим количеством разнообразных приемов, действий и тактикой их применения. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, физические и моральные качества.
Таким образом, при преподавании дисциплины в полном объеме используются:
• положения материалистической диалектики в качестве исходной методологической концепции;
- учение о высшей нервной деятельности (труды И. П. Павлова, И. М. (Сеченова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина и др.), отличительной чертой которого является материалистическое понимание процессов нервной и психической деятельности;
- принципы и положения системного подхода;
- положения теории деятельности, характеризующие единство ее внешних (предметных) и внутренних (психических) форм;
- теория дидактики, на основе принципов которой осуществляется обучение, развитие и воспитание;
- теория и организация физической культуры;
- анатомия, физиология, биомеханика и др.
Сочетания положений и выводов данных наук в единой методологической концепции обеспечивают рукопашному бою идейно-теоретическую, научную и методическую базу, а также придают дисциплине стройность и практическую эффективность.