Этапы формирования осанки

Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:

уровень А — ребенок, лежа на животе, поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равно­весие тела и базовый порог напряжения мышц;

уровень В — формирование мышечно-суставных связей, предопределяю­щих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует эта­пу обучения ползанию и сидению; начинает формироваться механизм односто­роннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в даль­нейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;

уровень С — формируется к концу первого года жизни и позволяет ребен­ку оперативно ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков.

уровень Д — создается вертикальная модель тела, при которой мышеч­ный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах.

По мере изменения уровней формирования движения изменяется и фор­ма позвоночника. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный ки­фоз. К моменту рождения, когда ребенок лежит на горизонтальной плоскости, у него имеется лишь одна кривизна позвоночника — крестцово-копчиковый кифоз. По мере приподнимания и удержания головы происходит формирова­ние шейного лордоза. При переходе ребенка в устойчивое положение сидя и сохранении этой позы формируется грудной кифоз. Поясничный лордоз воз­никает, когда ребенок начинает вставать и ходить. Таким образом, уже к 7 го­дам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордо­зом в шейном и поясничном отделах и кифозом — в грудном и крестцово-копчиковом. За короткий срок позвоночник меняет свою форму от тотального ки­фоза до наличия двух лордозов и двух кифозов.

Необходимо учитывать, что в разные периоды ростовых сдвигов фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее силь­но влияют на детей в периоды их бурного роста (6-7 и 11-13 лет у девочек, 7- 9 и 13-15 лету мальчиков). Так, например, в 6-7 лет чаще всего мы встречаем­ся с вялой неустойчивой осанкой, особенно у детей с плохо развитой мускула­турой и недостаточным физическим развитием.

Вопрос о формировании правильной осанки должен быть поставлен не только с эстетической точки зрения, но главным образом — в целях сохранения и повышения работоспособности организма и гармонизации функций. Это осо­бенно важно для детей, находящихся в периоде роста и развития, а тем более для ослабленных и больных детей, составляющих основной контингент наших лечебно-профилактических учреждений.

Оставьте комментарий