Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:
уровень А — ребенок, лежа на животе, поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;
уровень В — формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению; начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;
уровень С — формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку оперативно ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков.
уровень Д — создается вертикальная модель тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах.
По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночника. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. К моменту рождения, когда ребенок лежит на горизонтальной плоскости, у него имеется лишь одна кривизна позвоночника — крестцово-копчиковый кифоз. По мере приподнимания и удержания головы происходит формирование шейного лордоза. При переходе ребенка в устойчивое положение сидя и сохранении этой позы формируется грудной кифоз. Поясничный лордоз возникает, когда ребенок начинает вставать и ходить. Таким образом, уже к 7 годам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордозом в шейном и поясничном отделах и кифозом — в грудном и крестцово-копчиковом. За короткий срок позвоночник меняет свою форму от тотального кифоза до наличия двух лордозов и двух кифозов.
Необходимо учитывать, что в разные периоды ростовых сдвигов фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в периоды их бурного роста (6-7 и 11-13 лет у девочек, 7- 9 и 13-15 лету мальчиков). Так, например, в 6-7 лет чаще всего мы встречаемся с вялой неустойчивой осанкой, особенно у детей с плохо развитой мускулатурой и недостаточным физическим развитием.
Вопрос о формировании правильной осанки должен быть поставлен не только с эстетической точки зрения, но главным образом — в целях сохранения и повышения работоспособности организма и гармонизации функций. Это особенно важно для детей, находящихся в периоде роста и развития, а тем более для ослабленных и больных детей, составляющих основной контингент наших лечебно-профилактических учреждений.