Физическая культура в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

Проблема сохранения и формирования здоровья насе­ления, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Статистика показывает, что на сегодняшний день данные о здоровье подрастающего поколения, и в первую очередь, дошкольников являются крайне тревожными:

—   практически здоровыми (т.е. первая медицинская группа здоровья) признано считать лишь около 12- 14% детей до­школьного возраста;

—    более 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья;

—   за последние 2 года рождаемость в России упала по срав­нению с 1990 годом, а рост смертности резко возрос (за по­следние 3 года более, чем на 35%). Структура причин смертности: несчастные случаи, отравления и травмы со­ставляют 41,6% всех случаев смерти детей от 1 до 4 лет.

За последние 10 лет, доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5% (прогноз специалистов — через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%).

Каждый третий новорожденный — маргинал (хроник или дефективный), а к 17 годам их количество достигает 45%.

За последние 5-7 лет, частота онкологических заболе­ваний у дошкольников увеличилась на 13%,

—  болезней эндокринной системы — на 29,5%;

—  болезней крови — на 35,4%;

—  астмы — на 40%;

—  болезней органов пищеварения — на 21,6%.

Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровы­ми. За последние 10 лет увеличилось количество учащихся, имеющих нарушение осанки, а между тем, число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28, 3% до 6,3% — I .е. более, чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% уве­личилось количество девушек, имеющих хронические за­болевания. И это — будущие матери, носительницы гено­фонда нации! По данным министерства здравоохранения Российской Федерации из 6 миллионов подростков 15-17 лег у 94,5% были выявлены различные заболевания. Почти треть юношей по медицинским показателям не годятся для службы в Вооруженных силах РФ.

Одной из причин такого положения является недо­оценка работниками дошкольных образовательных учреж­дений и родителями значимости и важности двигательной активности детей в их онтогенетическом развитии. Ведь именно в период дошкольного детства у ребенка заклады­ваются основы здоровья, двигательной подготовленности и гармоничного развития. Для этого периода, в большей сте­пени, характерна повышенная психофизиологическая ак­тивность и интенсивность совершенствования биохимиче­ских и морфофункциональных процессов, как в коре боль­ших полушарий головного мозга, так и в органах и систе­мах всего организма ребенка. Интенсификация же познава­тельной сферы дошкольного образования на основе недос­таточной двигательной активности ребенка ведет, как пра­вило, к переутомлению и нарушению его психических функций.

Как правило, болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстро утомляется, у него неустойчивое внимание и память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма. Имен­но, от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духов­ная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Поэтому в рассматриваемый период представляется уникальная возможность направ­ленного формирования у ребенка основ здорового образа жизни и состояния здоровья.

Вместе с тем, в практике дошкольного образования отсутствует научно-обоснованное нормирование двига­тельной активности ребенка в режиме дня. Отечественные программы дошкольного образования: «Радуга», «Детст­во», «Истоки». «Из детства в отрочество» и другие отводят организованному двигательному режиму от 12 до 18% общего 12-часового бюджета времени пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Такой объем двигательной активности, на наш взгляд, явно недостато­чен для решения оздоровительных задач. Кроме того, про­граммы не раскрывают физиологического механизма регу­лирования интенсивности мышечной нагрузки.

Отсутствует сегодня и общепринятая методика объек­тивного описания различных факторов, в совокупности оп­ределяющих двигательный режим детей в дошкольном возрасте. Реализация комплексных подходов и результатов исследований, проводимых в этом направлении, рассмат­ривается в качестве основы для разработки методов повы­шения работоспособности, определения гигиенических мер по предупреждению утомления, а также рациональной ор­ганизация режима дня. Существенно и наиболее важно здесь не приспособление отдельных методик к морфо- функциональным особенностям ребенка, а обоснованное и целенаправленное повышение работоспособности, оптими­зация деятельности мозговых структур организма ребенка. Двигательная активность ребенка-дошкольника является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллек­туальной, эмоциональной и других сфер его жизнедеятель­ности.

Несовершенство физического воспитания дошколь­ников обусловлено еще и отсутствием надежных методик no оценке и контролю состояния здоровья детей. Умение воспитателя контролировать и корректировать этот про­цесс (т. е. владение элементарными диагностическими приемами, позволяющими судить об уровне развития и со- i тянии здоровья ребенка) — необходимое профессиональ­ное качество. Являясь точкой отсчета для прогнозирования онтогенетического развития, диагностика позволяет вы­явить реальный уровень физического развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также оп­ределить отклонения и недостатки по отдельным гюказате- пям. При этом выявленная неравномерность в сроках фи- шческого развития у детей позволяет определить их инди­видуальные особенности и внести коррективы в двигатель­ный режим конкретного ребенка для решения его оздоро­вительных задач. Кроме того, использование одних и тех же диагностических приемов, тестов и упражнений позво­ляет отслеживать динамику состояния здоровья детей, вы­ступая определенной системой мониторинга.

Однако следует отметить, что и сами методики по оценке физического развития детей дошкольного возраста остаются пока еще несовершенными, имея определенные недостатки. Одним из основных является то, что, опреде­ляя преимущественно качественные характеристики пока­зателей морфофункционального состояния основных фи­зиологических систем организма ребенка, они достаточно сложны для применения, поскольку проводятся на дорого­стоящем медицинском оборудовании, и имеют шифрован­ные способы обработки матери ада. У дошкольных образо­вательных учреждений чаще всего нет финансовых воз­можностей ни на приобретение такого оборудования, ни на содержание специалистов для работы на нем. При этом, потребность в усилении врачебно-педагогического контро­ля за состоянием здоровья детей остается и продиктована она его значительным ухудшением. Отсюда противоречие между необходимостью иметь доступные и надежные ди­агностические методики по комплексной оценке физиче­ского развития детей и отсутствием такого рода методик.

В настоящее время в дошкольном образовании со­храняется ряд противоречий:

—    между потребностью в научно-обоснованных програм­мах, нормирующих двигательную активность на физиоло­гически оптимальном уровне и отсутствием такого рода программ;

—    между потребностью в динамической комплексной оцен­ке физического развития дошкольника и отсутствием адек­ватных методик для такой оценки.

В связи с этим, становится очевидным необходимость изменения режима двигательной активности дошкольников и разработка вариантов его физиологической оптимизации, а также комплексного подхода к оценке физического здо­ровья детей дошкольного возраста.

Вот почему так крайне важно, чтобы физическим воспитанием дошкольников занимался квалифицирован­ный профессионал с высшим специальным образованием, способный правильно организовать этот процесс, Это, в свою очередь, позволит организму ребенка окрепнуть, на­копить силы и обеспечит ему в дальнейшем не только пол­ноценное физическое, но и разностороннее развитие лич­ности.

Оставьте комментарий