Тренировка и обучение как единый педагогический процесс

Обучение как педагогический процесс

Процесс обучения свойствен всему живому миру.

Являясь одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познава­тельная деятельность обучающихся (учение). Суть процесса обуче­ния — взаимодействие преподавателя и обучающегося с целью передачи знаний, умений, навыков первым и приобретения их вторым с последующим совершенствованием.

В области физического воспитания изучение и совершенство­вание двигательных действий являются ядром обучения, так как двигательная деятельность рассматривается здесь и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Можно выделить следующие формы обучения: самостоятель­ная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.

При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.

При контролируемой форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обуче­ния и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.

При самостоятельно-контролируемой форме обучения препо­даватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании тех­ники движений, при изучении новой техники спортсменов высо­кой квалификации.

Также можно классифицировать формы обучения по связям:

—   преподаватель—ученик—возможное обучение (ученик может или не может научиться тем или иным действиям), обучение про­стейшим движениям;

—   преподаватель —ученик—преподаватель — контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обу­чает — ученик исполняет — преподаватель анализирует), обучение сложным движениям;

—   преподаватель—ученик—ученик—преподаватель — контро­лируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обуча­ет — ученик исполняет — ученик анализирует и корректирует свое исполнение — преподаватель анализирует его действия), за­крепление и совершенствование техники сложных движений;

—   преподаватель—ученик—другой ученик—преподаватель — контролируемое опосредованное обучение (преподаватель обучает од­ного ученика — этот ученик обучает другого ученика — препода­ватель анализирует обучение второго ученика). Эта форма обуче­ния применяется для закрепления и совершенствования техники сложных движений для первого ученика, т. е. чтобы изучить тех­нику того или иного движения, нужно самому попробовать на­учить этой технике другого человека, так как, обучая, познаешь предмет обучения глубже и лучше.

Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:

1)бригадно-групповой (2 — 3 преподавателя обучают 25 — 30 уче­ников);

2)индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10 — 15 учеников);

3)индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1 — 3 учеников).

Общение преподавателя с учеником в процессе обучения про­ходит по трем блокам:

«объяснение» — в период изучения нового материала происхо­дит повторное объяснение старого;

«исправление» — в период изучения материала возникают ошиб­ки, которые преподаватель объясняет и устраняет;

«задание» — подключают обучающегося к самостоятельной ра­боте с целью закрепления изученного материала или с целью ис­правления каких-либо допущенных ошибок, а также для закреп­ления правильных действий с помощью домашних заданий.

Для достижения оптимального результата обу­чения необходимо, чтобы принципы, методы и способы управле­ния совпали с принципами, методами и способами восприятия. На каждый контакт общения должна быть своя система управле­ния и тактика общения.

Ученика всегда надо рассматривать как личность, индивидуальность, учитывая его психические и физические воз­можности и способности, интересы и наклонности, перспективы его развития.

В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

1. Уметь различать психологические особенности каждого уча­щегося.

2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учетом психо­логических особенностей учащихся.

3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические осо­бенности каждого обучающегося.

4. Уметь сформулировать задание так, чтобы учащиеся его по­няли и выполнили как можно точнее.

5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым уча­щимся с учетом их психологических особенностей.

Оставьте комментарий