Обучение как педагогический процесс
Процесс обучения свойствен всему живому миру.
Являясь одной из главных сторон физического воспитания, в процессе обучения ярко выражены два момента: обучающая деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательная деятельность обучающихся (учение). Суть процесса обучения — взаимодействие преподавателя и обучающегося с целью передачи знаний, умений, навыков первым и приобретения их вторым с последующим совершенствованием.
В области физического воспитания изучение и совершенствование двигательных действий являются ядром обучения, так как двигательная деятельность рассматривается здесь и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
Можно выделить следующие формы обучения: самостоятельная, контролируемая, самостоятельно-контролируемая.
При самостоятельной форме обучения ученик сам изучает те или иные действия, анализирует их, подбирает средства обучения. Эта форма эффективна при изучении простых движений.
При контролируемой форме обучения преподаватель выступает в роли учителя-наставника, который обучает ученика тем или иным действиям, анализирует их, подбирает методы и средства обучения и исправляет различные неточности в действиях ученика. Эта форма применяется почти во всех случаях, особенно на первых этапах обучения.
При самостоятельно-контролируемой форме обучения преподаватель обучает ученика, ученик анализирует свои действия, преподаватель контролирует не исполнение этих действий, а анализ самого ученика. Эта форма применяется в совершенствовании техники движений, при изучении новой техники спортсменов высокой квалификации.
Также можно классифицировать формы обучения по связям:
— преподаватель—ученик—возможное обучение (ученик может или не может научиться тем или иным действиям), обучение простейшим движениям;
— преподаватель —ученик—преподаватель — контролируемое обучение с одной (не полной) обратной связью (преподаватель обучает — ученик исполняет — преподаватель анализирует), обучение сложным движениям;
— преподаватель—ученик—ученик—преподаватель — контролируемое обучение с двойной обратной связью (преподаватель обучает — ученик исполняет — ученик анализирует и корректирует свое исполнение — преподаватель анализирует его действия), закрепление и совершенствование техники сложных движений;
— преподаватель—ученик—другой ученик—преподаватель — контролируемое опосредованное обучение (преподаватель обучает одного ученика — этот ученик обучает другого ученика — преподаватель анализирует обучение второго ученика). Эта форма обучения применяется для закрепления и совершенствования техники сложных движений для первого ученика, т. е. чтобы изучить технику того или иного движения, нужно самому попробовать научить этой технике другого человека, так как, обучая, познаешь предмет обучения глубже и лучше.
Процесс обучения рассматривает три варианта контактов:
1)бригадно-групповой (2 — 3 преподавателя обучают 25 — 30 учеников);
2)индивидуально-групповой (1 преподаватель обучает 10 — 15 учеников);
3)индивидуально-индивидуальный (1 преподаватель обучает 1 — 3 учеников).
Общение преподавателя с учеником в процессе обучения проходит по трем блокам:
«объяснение» — в период изучения нового материала происходит повторное объяснение старого;
«исправление» — в период изучения материала возникают ошибки, которые преподаватель объясняет и устраняет;
«задание» — подключают обучающегося к самостоятельной работе с целью закрепления изученного материала или с целью исправления каких-либо допущенных ошибок, а также для закрепления правильных действий с помощью домашних заданий.
Для достижения оптимального результата обучения необходимо, чтобы принципы, методы и способы управления совпали с принципами, методами и способами восприятия. На каждый контакт общения должна быть своя система управления и тактика общения.
Ученика всегда надо рассматривать как личность, индивидуальность, учитывая его психические и физические возможности и способности, интересы и наклонности, перспективы его развития.
В процессе обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:
1. Уметь различать психологические особенности каждого учащегося.
2. Уметь доходчиво объяснять новый материал с учетом психологических особенностей учащихся.
3. Уметь исправлять ошибки, учитывая психологические особенности каждого обучающегося.
4. Уметь сформулировать задание так, чтобы учащиеся его поняли и выполнили как можно точнее.
5. Уметь выбрать правильную тактику общения с каждым учащимся с учетом их психологических особенностей.