Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.
Природа является и условием, и средством эстетического воспитания, она олицетворяет собой гармонию — основу красоты: разнообразие красок форм, звуков в их сочетании.
Искусство также выступает и условием и средством эстетического воспитания (изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр). Приобщение к нему зарождает в детской душе поистине эстетическое восприятие действительности, вызывая эмоциональные переживания — сострадания и сочувствия.
Условием и средством эстетического воспитания ребенка является и его художественная деятельность, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. В ней, как правило, присутствуют необходимые и взаимосвязанные воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. Ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Методы. Показ как метод используется при первичном знакомстве детей с предметом эстетической действительности. Для педагога важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было максимально сосредоточено на нем. При этом очень важным является эмоциональность педагога, показ им своих чувств и отношения к объекту.
Практические методы, к которым относятся показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и др. связаны с формированием умений и навыков художественной деятельности и, как правило, используются воспитателем в изобразительной деятельности и музыкальном воспитании детей.
Формы организации. Самостоятельная художественная деятельность и называется самостоятельной, поскольку возникает по инициативе самого ребенка. Она направлена на удовлетворение его потребностей сделать что-то самостоятельно. При этом руководство взрослого человека является опосредованным. Задача педагога заключается в том, чтобы, не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость.
Театрализованные игры и игры-драматизации, которые проходят под непосредственным руководством воспитателя (праздники, физкультурно-массовые развлечения и др.) также являются одной из форм эстетического воспитания дошкольников.