Скоростные способности (или быстрота) являются комплексным психофизическим качеством организма ребенка. Они, как правило, определяются по времени ответной реакции на внешний раздражитель, времени одиночного мышечного сокращения, темпу мышечных сокращений, по скорости перемещения тела или его отдельных сегментов в пространстве и.т.д. Причем, все эти виды проявления быстроты могут быть вполне самостоятельными и не связанными между собой.
У детей дошкольного возраста имеются благоприятные биологические предпосылки для развития скоростных способностей в силу того, что им свойственны высокая возбудимость иннервационных механизмов, регулирующих деятельность опорно-двигательного аппарата, а также повышенная интенсивность обменных процессов. Значительного уровня дифференцировки и развития иннервационного звена опорно-двигательного аппарата скелетной мускулатуры ребенок достигает уже к 6 годам, однако, уровня взрослых — только к 12-13 годам.
Исследования показывают, что увеличение объема такой циклической нагрузки в режиме двигательной активности детей в средней группе до 12% времени занятия от исходного уровня, в старшей — до 14%, а в подготовительной — до 16-18% оказывает положительное влияние на темпы роста скоростных способностей детей, сохраняя при этом, возрастно-половые отличия.
Во всем возрастном диапазоне развития скоростных способностей детей большое значение имеют периферические
координационные механизмы и центральная нервная регуляция двигательных единиц. Быстрые движения при минимальном сопротивлении в отличие от медленных, выполняемых, например, при разучивании или значительных отягощениях, обеспечиваются сокращением быстрых (так называемых, белых) волокон, а также сопровождаются слабых включением мышц-антагонистов. Это, с одной стороны, способствует улучшению межмышечной координации, особенно, у дошкольников, а с другой, не может служить объективным показателем для оценки развития. Поэтому говорить о диагностике скоростных способностей
детей в дошкольном возрасте следует достаточно условно. ‘ )то, скорее, проявление одной из сторон скоростно-силовой основы физического развития ребенка. При этом развитие других физиологических механизмов в быстроте (например, увеличение максимальной силы и скорости сокращения мышц) в дошкольном возрасте противопоказано категорически.
На развитие этих способностей наибольшее влияние оказывают различные варианты беговых упражнений, связанные с быстрым выполнением движений.
В практике дошкольного физического воспитания о быстроте движений принято судить по скорости бега на короткие дистанции (10 метров с хода, 10 метров и 30 метров), которая измеряется в секундах.