На современном этапе развития общества решение проблем воспитания подрастающего поколения силами одной педагогики не дает желаемого результата, поэтому крайне необходимым является межнаучный подход.
Те или иные философские концепции, как правило, лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества в целом. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного и эстетического воспитания детей.
Данные социологии — еще одной области философских знаний о состоянии современного общества — необходимы педагогике для концентрации научных исследований на актуальных проблемах дошкольного образования.
Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Как правило, все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития, закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. При этом воспитанность детей проверяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т.д. Решение любого вопроса в сфере образования требует от воспитателя психолого-педагогического подхода.
Анатомия и физиология — основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности (ВНД) используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей.
Неблагополучное состояние здоровья детей и необходимость комплексной оценки их физического развития обусловили более тесное сотрудничество педагогики с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики — лечебной, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Весьма значимым и актуальным является взаимодействие педагогики с такими науками, как генетика, кибернетика и информатика. В результате педагогическая наука обогатилась программами диагностики и воспитания как одаренных детей, так и детей с задержкой психического развития.