Связь педагогики с другими науками

На современном этапе развития общества решение проблем воспитания подрастающего поколения силами одной педагогики не дает желаемого результата, поэтому крайне необходимым является межнаучный подход.

Те или иные философские концепции, как правило, лежат в ос­нове любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества в целом. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравствен­ного и эстетического воспитания детей.

Данные социологии — еще одной области философских знаний о состоянии современного общества — необходимы педагогике для концентрации научных исследований на актуальных проблемах до­школьного образования.

Педагогика органически связана с психологией, которая изуча­ет закономерности развития психики человека. В свою очередь, педа­гогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, что­бы способствовать эффективному изменению психических процес­сов, поведения детей. Как правило, все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умст­венного развития, закономерности воспитания раскрываются с уче­том психологической теории личности. Итоги педагогической дея­тельности подводятся на основе психологических показателей. На­пример, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочно­сти, образности, обобщенности, по степени сформированности умст­венной деятельности. При этом воспитанность детей проверяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т.д. Решение любого вопроса в сфере образования требует от воспитателя психолого-педагогического под­хода.

Анатомия и физиология — основа для понимания биологиче­ской сущности человека, особенностей развития организма на каж­дом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельно­сти (ВНД) используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей.

Неблагополучное состояние здоровья детей и необходимость комплексной оценки их физического развития обусловили более тес­ное сотрудничество педагогики с отраслями медицинских наук. Воз­никла необходимость создания новой отрасли педагогики — лечебной, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Весьма значимым и актуальным является взаимодействие педа­гогики с такими науками, как генетика, кибернетика и информатика. В результате педагогическая наука обогатилась программами диагно­стики и воспитания как одаренных детей, так и детей с задержкой психического развития.

Оставьте комментарий