ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- Развитие.Часть1

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ». Авторский коллектив — сотрудники Института

дошкольного образования и семейного воспита­ния РАО под руководством доктора педагогиче­ских наук, профессора Л.А. Венгера, В основу программы положены два теоретических положения.

Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошколь­ного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошко­льного детства к его гуманистическому понимаю. Установка на «са­моценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Согласно данной теории, ос­новной путь развития ребенка — это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.

Второе — это концепция JI.A. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия, ориентировки, в окружающем с помощью специфических для ребенка образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в челове­ческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответ­ствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в про­странстве, высоты звуков, фонематического строя речи и др.). В про­цессе наглядно-образного мышлении и воображения — это образы, со­ответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чер­тежам, планам, графикам и т.п.).

Детские виды деятельности содержат богатейший материал для овладения образными формами опосредствования. Однако эти спо­собности развиваются у детей неравномерно, а их потенциальные возможности используются далеко не полностью. Только при специ­альном педагогическом руководстве происходит повышение уровня когнитивного развития детей, значительные продвижения не только в овладении самими детскими видами деятельности, но и в решении широкого круга задач, в том числе и творческого характера. Автором выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интел­лектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку са­мостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а в конце дошкольно­го возраста и осознанно относиться к собственной деятельности.

Оставьте комментарий