Идея программы: преодолеть на основе интеграции и ком- плексного подхода сложившуюся в практике дошкольного образования межпредметную, междеятельностную раздробленность и построить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе.
Основная цель — содействие обогащению всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка и его наставника. Содействие понимается авторами на основе анализа философских понятий как взаимодействие двух или более систем, которое обеспечивает сохранение друг друга. Речь идет о взаимодействии таких систем, как РЕБЕНОК — ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ — РЕБЕНОК, ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛИ. Обеспечивается такое сохранение в условиях соответствующей организации всей жизни и деятельности ребенка в целом. Эта важная для понимания программы мысль была реализована в научно-методической системе с заранее заданными показателями эффективности.
Программа представляет собой научно разработанный проект- сценарий, обеспечивающий работу воспитателя на основе заданной хроноструктуры целостного педагогического процесса. Впервые воспитатели получают новую форму организации труда: план-сценарий с режимом 12-часового пребывания ребенка в ДОУ. Он построен с учетом общего биологического закона ритмоколебательного характера всех физиологических функций человека. «Подневный» план- сценарий раскрывает содержание и методику работы как с целой группой, так и с подгруппой детей, а главное, с каждым из воспитанников группы по всем известным направлениям педагогического процесса.
В программе раскрываются условия и методические приемы такой организации, при которой ребенок непрерывно и разнообразно занят, но при этом ощущает себя свободным от внешнего воздействия, выполняет то, что для него значимо и интересно.
Овладение деятельностью включает в себя 3 взаимосвязанных признака: инициативу; независимость и ответственность.
Поскольку развитие индивидуальности, по мнению авторов, определяется самостоятельным выполнением деятельности, следовательно, ребенок должен овладеть этой самостоятельной деятельностью.
Важно научить ребенка учиться любому заинтересовавшему его виду деятельности. Учитывая, что у детей разный уровень развития, необходимо максимально использовать все дидактико-методические возможности и строить обучение на основе интеграции эмоциональной, волевой и познавательной сторон учебной деятельности каждого воспитанника. Особое внимание должно быть направлено на обогащение и развитие игры, труда, познания и общения. Это значит, что каждая минута жизни ребенка в ДОУ должна воспитывать индивидуальность.
Необходимость обеспечения совокупности формирования детских видов деятельности требует выделения в них общего, стержневого. Такой механизм единого начала любого вида деятельности видится авторам во взаимосвязи компонентов, обозначаемых понятиями: цель, предмет, средства, действия, результат. Модель структуры деятельности представлена для ребенка образно в виде системы пальцев руки. Мизинец означает цель деятельности (что задумали, что хотим сделать?); безымянный — предмет (из чего хотим сделать, что надо преобразовать?); средний — средства (чем надо делать?); указательный — действия (как делать по порядку?); большой палец, поднятый вверх, — достигнут результат (что получилось, соответствует ли замыслу?).