Принцип системности в построении физкультурного занятия у детей дошкольного возраста

Принцип системности. Физкультурное занятие как педагогическая система сохраняет все основные компонен­ты с соответствующим уровнем иерархии, ведущим из ко­торых является цель. Под целью физкультурного занятия мы понимаем, прежде всего, качественные изменения пси­хофизиологических структур в организме ребенка. Дости­жение цели обеспечивается решением комплекса задач оп­ределенной направленности (оздоровительной, образова­тельной и воспитательной), соответствующим содержани­ем, что позволяет получить прогнозируемый результат. В традиционной модели организации физкультурного заня­тия дошкольников в группу задач образовательной направ­ленности наряду с тезисом «научение» (передача знаний и овладение двигательными умениями и навыками), стал входить и тезис «развитие». Мы полагаем, что «развитие» является качественно иным, стратегически более емким процессом, чем образовательная задача, который в боль­шей степени характеризует изменения именно психофизиологических структур организма ребенка, а потому не может (по существу) находиться ни в одной из трех групп задач.

Учитывая данное обстоятельство, мы выделили тезис «развитие» в качестве ведущей целевой установки кон­кретного физкультурного занятия, которое, на наш взгляд, должно носить изначально оздоровительную направлен­ность, качественно изменяя одно состояние организма ре­бенка на другое, более совершенное. Именно «развитие» представляется нам наиболее оптимальной и конкретной целью физкультурного занятия, поскольку в его основе ле­жит учет физиологической стоимости физической нагруз­ки, исходя из фактических и ресурсных возможностей ор­ганизма малыша. При этом овладение двигательными уме­ниями и навыками остаются для ребенка, наряду с решени­ем соответствующих оздоровительных и воспитательных задач, значимым, но лишь одним из промежуточных ре­зультатов, способствующих развитию конкретного психо­физического качества.

Оставьте комментарий