Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в оздоровительном и адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы.
На основе комплексного обследования детей медико-психолого- педагогическая комиссия формирует группы. Например, (Воронкова В.В., 1994) в специальных школах для детей с проблемами интеллекта выделяют 4 группы:
1 группа. — дети, не имеющие ограничений в выполнении физических нагрузок;
2 группа. — дети без ограничений к выполнению физических упражнений, но с замедленным освоением новых двигательных действий. Часто в этой группе наблюдаются дети с нарушением осанки, свода стоп и др.;
3 группа. — дети с уровнем физического развития ниже среднего, медленно овладевающие двигательными умениями, плохо восстанавливающиеся после нагрузки. Дети этой группы имеют соматические заболевания и диспропорции телосложения;
4 группа. — дети с низким уровнем физического развития. Данная категория детей с трудом осваивает элементарные двигательные действия. У детей этой группы наряду с основным заболеванием определяется целый ряд сопутствующих отклонений.
Индивидуальность — это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого. Индивидуальный подход означает учет этих особенностей, присущих одному человеку (Ананьев Б.Г., 1980). Ведущая роль в организации физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей принадлежит учителю, поэтому реализация принципа индивидуализации зависит от его компетентности и методического мастерства.
Одно из направлений реализации принципа — определение индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, ориентированных на индивидуальную личность. В адаптивной физической культуре индивидуальный подход предполагает разработку универсальных алгоритмов обучения, воспитания, коррекции развития в целях физкультурного образования личности.