Принцип гуманизации и демократизации. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей — основа любого современного педагогического процесса, независимо от избранной оздоровительной системы (авторские программы или методики, тип учреждения и т.д.). Авторитарный стиль отношения с детьми недопустим.
Вся физкультурно-оздоровительная работа должна строиться на основе комфортности — ребенку необходимы приятные и положительные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми, физических упражнений (чувство мышечного удовольствия и радости), победы над своим неумением; понимание, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результата (при активном участии взрослого).
Демократизация физического воспитания предполагает предоставление педагогу права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми при гарантированном обеспечении им высоких конечных результатов физического развития детей, их двигательной подготовленности и здоровья в целом по сравнению с исходными данными. Это обязывает педагога уметь определять ближайшую зону физического и двигательного развития каждого из детей, находить наиболее результативные средства, формы и методы физического воспитания, объединяя их в систему, обеспечивающую не только рост показателей, но и адекватную оценку физического развития детей и состояния их здоровья.