Одной из задач ДОУ является подготовка детей к предстоящей учебе в школе. Переход ребенка в школу — качественно новый эгап в его развитии. Он связан с изменением « социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность ребенка к учебной деятельности.
Психологи и педагоги выделяют в связи с этим общую и специальную готовность.
В содержание общей подготовки (и готовности) входит психологическая, нравственно-волевая и физическая подготовка.
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, а также уметь общаться с детьми и взрослыми.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит, как правило, к формализации процесса обучения, к снижению внимания в решении главной задачи — формирования личности ребенка.
Прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому воспитателю крайне важно следить за физическим развитием детей и поддерживать его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.
В содержании социально-психологической и нравственно- волевой готовности ребенка к школе выделяют следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.