Построения. Здесь выделяют построение: в колонну; в шеренгу; в круг, врассыпную, а также различные виды перестроений.
Колонна представляет собой размещение детей друг за другом в затылок на расстояние вытянутой вперед руки (или одного шага). Данное расстояние называется дистанцией. Построение в колонну следует осуществлять вдоль длиной стороны площадки, начиная от верхнего правого угла. При этом педагог становится лицом к детям в голове колонны, на один-два шага справа (или слева) от направ- лающего для того, чтобы все дети в колонне (от направляющего до замыкающего) видели его и находились в поле его зрения.
В младших возрастных группах (дети до 4 лет) их следует строить вдоль линии, около расставленных в ряд зрительных ориентиров: цветных кубиков, матрешек, кеглей и т.д., которые находятся друг от друга на расстоянии 35-40 см. Если нет четко нарисованной линии, то можно использовать для этой цели веревку или ленту. На начальном этапе обучения эти зрительные ориентиры должны быть объемными, после чего следует переходить уже на плоскостные ориентиры.
Учитывая, что построения сложны и утомительны для детей данных возрастных групп, поэтому их следует проводить в форме игровых заданий.
Пример: «Посмотрите, как красиво построились друг за другом матрешки, подойдите и встаньте рядом, кто с какой хочет». После того, как дети постояли возле матрешек какое-то время, разглядывая их и освоились, им можно предложить «погулять», обещая, что после прогулки они обязательно вернутся к своим матрешкам. В последующем матрешек (или другие игрушки) можно уже поставить в начерченные мелом кружочки-домики и взять матрешек с собой на прогулку, после чего вернуть их в свои домики. Затем матрешек можно начинать «учить ходить друг за другом».