Подготовка волейбольных резервов и этапы подготовки

Подготовка резервов в волейболе полностью ориентиро­вана на спорт высших достижений (команды мастеров, сбор­ные команды) и осуществляется, в основном, в ДЮСШ, в юно­шеских (до 18 лет) и молодежных сборных (до 20 лет) командах России по волейболу. В сборных командах работа построена по принципу основных сборных мужской и женской команд.

Период подготовки в ДЮСШ длительный — 8-10 лет и делится на несколько согласованных между собой этапов, ориентированных на достижение определенной цели.

1 этап — начальная подготовка (8—10 лет): привить ин­терес к занятиям физическими упражнениями; развивать физические качества — ловкость, быстроту, гибкость; укреп­лять опорно-двигательный аппарат.

2 этап — общая базовая подготовка (10—14 лет): обучить основам техники и тактики игры; развивать силу, быстроту, общую выносливость, ловкость, гибкость; приучить к игро­вой и соревновательной деятельности.

3  этап — специальная базовая подготовка (15—18 лет): повышение уровня общей физической и функциональной подготовленности; развитие специальных физических ка­честв; прочное овладение основами техники и тактики игры; игровая и соревновательная подготовка.

4 этап — спортивное совершенствование (от 18 лет): до­стижение высокого уровня технико-тактической подготов­ленности, надежности игровых навыков в соревновательной обстановке в группах подготовки команд мастеров и введе­ние молодых волейболистов в сферу деятельности юношес­ких, молодежных сборных и команд мастеров по волейболу.

Предпочтительное отношение к интенсивным специа­лизированным нагрузкам в подростковом и юношеском воз­расте приводит к росту результатов в течение 2—3-х лет. Даль­нейший же рост без создания общей функциональной базы невозможен. Необходимо создать предварительный функци­ональный резерв, который бы стал буфером, смягчающим острое воздействие нагрузок большой интенсивности.

Использование в ДЮСШ мощных по физиологическо­му воздействию на организм нагрузок вызывает прекраще­ние спортивного роста. Переход на режим тренировок мас­теров не меняет дела. Юноша или девушка оказываются пси­хологически не готовы к выполнению больших объемов нагрузок.

Динамика соревновательной деятельности для выхода на уровень международных достижений для одаренных мо­лодых волейболистов состоит из:

—   товарищеских (контрольных) игр за команды ДЮСШ;

— игр за определенную возрастную группу на чемпио­нате среди ДЮСШ (город, область, край, регион);

— игр за сборную команду определенной возрастной группы на чемпионате России среди ДЮСШ;

— игр за юниорскую, молодежную сборную России на чемпионатах Европы, мира;

—игр за клубные команды мастеров на чемпионате Рос­сии и Еврокубках;

— игр за 2-ю сборную команду России (международные турниры);

— игр за основную сборную России (чемпионаты Евро­пы, мира, Кубки мира, Мировая лига, Гран-при, Олимпий­ские игры). Спортивная тренировка юных волейболистов представляет собой многолетний процесс, который проте­кает по общим закономерностям обучения и тренировки (со­блюдение педагогических принципов и специфических за­кономерностей тренировки) с учетом возрастных особенно­стей растущего организма, подготовленности спортсмена, пола, режима его жизни, учебы. Подготовленность спортсме­на будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах будут соответствовать функциональным возможностям орга­низма юного спортсмена.

В связи с тем, что в подростковом и юношеском возрас­те организм находится еще в стадии незавершенного фор­мирования, воздействие физических упражнений, как поло­жительное, так и отрицательное, может проявляться особен­но заметно.

Для рационального планирования и осуществления тре­нировочного процесса важно понимание тренером механиз­мов, лежащих в основе возрастных изменений, что позволит избежать ошибок в методике, подборе и дозировке средств при многолетней подготовке юных волейболистов.

Ниже приведенные данные — анализ результатов ранее проведенных научно-методических исследований, касаю­щихся возрастных аспектов развития организма детей и под­ростков, а также возрастного развития физических качеств.

Оставьте комментарий