Перспективное планирование и годовой план в ДОУ

Перспективное планирование представляет собой перечень воспитательно-образовательных мероприятий по перспективным на­правлениям развития детей в каждой возрастной группе. Это предос­тавляет воспитателю больше свободы в выборе содержания и време­ни проведения тех или иных мероприятий при сохранении «блочного режима», который несколько регламентирует время, «сетку занятий» и их набор. В таком плане выделяется блок времени для игр, само­стоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Прак­тика показывает, что удобным в работе воспитателя является поме­сячное планирование, где он на все недели определяет содержание занятий по математике, рисованию, аппликации, лепке, развитию ре­чи, обучению грамоте, физическому воспитанию, ознакомлению с окружающим и художественной литературой, экологии, конструиро­ванию, художественному и ручному труду, игровой и трудовой дея­тельности и т.д.

Годовой план предполагает наличие цели и по меньшей мере трех-четырех основных задач по ее реализации. Например, внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников эле­ментарных математических представлений; формировать основу эко­логической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни и т.д. Все воспитатели составляют свой план в соответствии с основными задачами и направлениями процесса воспитания ДОУ в целом — игро­вая деятельность, социально-нравственное развитие и воспитание де­тей, физическое развитие ребенка и охрана его здоровья и т.д. При этом в плане уже более четко регламентируются учебные занятия с их определенными темами.

Кроме того, в плане раскрываются формы, в которых он будет выполняться. Это могут быть фронтальная, групповая и индивиду­альная работа с детьми, театр, прогулки, походы, открытые занятия, семинары-практикумы, тематические праздники и др.

В некоторых ДОУ за основу берется планирование на неделю (его часто называют календарным), и затем по основным направле­ниям оно расписывается на месяц и весь год. Такое планирование имеет преимущества, поскольку позволяет воспитателю отмечать конкретные даты проведения мероприятий из годового плана ДОУ, корректировать свои задачи на каждую неделю и согласно этого подбирать содержание деятельности детей. Недельная форма планирова­ния позволяет педагогу в большей степени реализовывать личностно- ориентированную модель воспитания.

Оставьте комментарий