Сохранение и укрепление здоровья детского и подросткового населения Российской Федерации относится к приоритетных медико-социальным задачам общества в современных условиях. Изучение состояния здоровья подрастающего поколения относится к числу ключевых вопросов гигиены детей и подростков. Физическое развитие детей и подростков — один из важнейших показателей состояния здоровья подрастающего поколения. Оно отражает общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависит от социальных, экономических, санитарно-гигиенических, экологических и других условий жизни.
В здоровье детей в последние годы отмечается ряд негативных тенденций. Это прежде всего значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди школьников их только 10-12%). 11егативной тенденцией последних лет является также стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней — в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни. Изменилась структура хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза — опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — почек и мочевыводящих путей.
Физическое развитие современных детей характеризуется уменьшением абсолютных величин широтных и обхватных размеров тела, доля детей с дефицитом массы тела выросла с 7 до 14% среди мальчиков и с 5 до 13% — среди девочек. Уменьшилось число детей с нормальным соотношением длины и массы тела (в группе мальчиков с 82,6 до 79,8%, у девочек с 86,3 до 82,8%). Оценка физического развития московских школьников свидетельствует о нарастании за период с 1990 по 2002 г. доли детей, имеющих дефицит массы тела (у 14,5% мальчиков и 18,4% девочек). Децелерация физического развития сопровождается снижением функциональных возможностей школьников. За последние два десятилетия у московских школьников примерно на 18-20% уменьшилась сила сжатия кисти, на 15% — жизненная емкость легких. Все это является свидетельством адаптационного напряжения ростовых процессов.
Регулярные тренировки в детском возрасте повышают функциональные и адаптационные возможности организма, способствуют укреплению здоровья, повышению физической и умственной работоспособности. Научно обоснованная и правильно организованная физическая активность детей благотворно влияет на молодой организм: является естественным стимулятором роста и развития, нормализует массу тела, улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, повышает иммунный статус, способствует снижению заболеваемости.
В детско-юношеском спорте в настоящее время существует недостаточное количество исследований, позволяющих объективно оценивать физическое развитие юных спортсменов, прошедших спортивный отбор и систематически занимающихся выбранным видом спорта. В спортивной практике оценку морфофункционального статуса юных спортсменов применяют для решения задач отбора, позволяющего с большей степенью вероятности определить перспективность спортсменов разного пола, квалификации и специализации на этапе многолетней подготовки, для коррекции и управления тренировочным процессом. Известно, что для отдельных видов спорта характерными являются определенные типы телосложения и сочетание морфологических признаков и функциональных особенностей. Но, к сожалению, далеко не всегда принимается во внимание, что ранняя спортивная специализация и повышенные нагрузки на опорно-двигательный аппарат в процессе активной мышечной деятельности исключают возможность гармоничного развития определенных мышц и мышечных групп, что увеличивает вероятность возникновения пред патологических состояний. Однако является установленным фактом, что целенаправленные, систематические, методически правильно организованные занятия физическими упражнениями могут положительно влиять на формирование отдельных морфологических и функциональных признаков и тем самым способствовать гармоничному развитию тела и организма в целом.