Организуя занятия с детьми второй группы раннего возраста (дети от 1 года до 2 лет) педагогу следует помнить, что:
— для детей данной возрастной группы с высокой степенью подвижности всех психофизиологических систем организма необходимо создавать такую обстановку, при которой дети могли бы удовлетворить свои биологические потребности в движении;
— дозирование физической нагрузки должно быть адекватным возможностям организма детей, (т.е. разумное, методически грамотное чередование движений с отдыхом), а потому, в процессе выполнения физических упражнений дети не должны переутомляться, сохраняя повышенную мотивацию к деятельности;
— для детей данной возрастной группы характерно частое повторение одного и того же действия по отношению к одному и тому же предмету, что, по существу, способствует закреплению у ребенка знаний динамических свойств данного предмета, а потому, необходимо постоянно следить за тем, чтобы назначение предмета было разным в определенном отношении к другим объектам деятельности ребенка (например, обруч может быть домиком для ребенка в одном случае, в другом — машиной, в третьем — солнышком и т.д.);
уже в первой половине второго года жизни игры детей могут носить элементы профессионально-подгоговительной направленности
Пример. Ребенку предлагается погрузить кубики в грузовик для перевозки на строительство дома, что по форме представляет собой сюжетно-ролевую игру с реальными действиями;
— кроме того, реально-орудийные действия помогают ребенку осваивать условно-орудийные операции:
Пример. Ребенку предлагается выполнить упражнение «Дровосек», помогающее ему усваивать реальные назначения используемых предметов;
— в процессе подбора физических упражнений и игр для детей данной возрастной группы нужно предусматривать разнообразие движений в одном занятии, их равномерное влияние на укрепление различных мышечных групп;
— проводить физические упражнения, игры и прогулки преимущественно на открытом воздухе, способствуя выработке психофизиологического механизма адаптации (приспособляемости или, другими словами, повышению уровня резистентности) организма к повышенной или пониженной температуре окружающей среды, выработке необходимых для этих условий двигательных реакций;
— каждое занятие должно быть обеспечено (по количеству занимающихся детей и в соответствии с тематикой) необходимым количеством физкультурного инвентаря (это шары, мячи разной величины и разного цвета, цветные кубики (размер сторон 5-20 см), палки (длина 25-40 см), обручи и др.), способствующего развитию тех или иных психофизических качеств путем закрепления разученных ранее видов движений);
— в процессе освоения детьми физических упражнений и сочетании с такими видами деятельности, как игра, общение, предметная деятельность у детей идет активное развитие их интеллектуальных способностей.