Наряду с самостоятельной двигательной активностью ребенка, выделяют еще и организованную педагогом или нормированную двигательную его активность.
Уровень такой двигательной активности является генетически обусловленной величиной. Исследования показывают, что для человека и животных существует некая норма двигательной активности, которая должна быть такой же определенной, как интенсивность обмена веществ или количество потребляемой пищи. При этом более высокая двигательная активность существенно улучшает физическое развитие организма, а хорошее физическое развитие, в свою очередь, стимулирует двигательную активность. Такой оптимум отражает обоюдную зависимость между двигательной активностью и физическим развитием. Например, у детей дошкольного возраста при продлении послеобеденного отдыха значительно увеличивается двигательная активность в вечернее время.
Нормирование двигательной активности, является относительно новой областью прикладной физиологии, объектами которой выступают объем, длительность, интенсивность, прерывистость и повторяемость мышечной нагрузки. К числу задач нормирования относится определение тех или иных режимов двигательной активности ребенка в течение дня, которые и должны привести морфофункциональное состояние его организма (а, именно — тонус, особенности физического развития, физическую работоспособность и другие показатели) к оптимальному уровню работоспособности.
Особенностью дошкольного периода является то, что именно на этом этапе онтогенеза у человека в большей степени, чем на других этапах его последующей жизни формируется энергетический фонд организма и связано это, прежде всего, с оптимальной активностью функционирования скелетных мышц. Выравнивание баланса между нервно-психическими и физическими раздражителями, а также сочетание режима питания с режимом двигательной активности имеет здесь особое значение. При этом показатели энергетического обеспечения деятельности сердечнососудистой системы (ССС) в покое и при функциональных пробах являются наиболее важным для контроля состояния здоровья человека. Оптимальные значения мощности и интенсивности, выполняемых физических упражнений, продолжительность их и сочетание, а также выраженность развивающегося в процессе работы утомления являются ведущими в формировании оздоровительного эффекта у конкретного ребенка. Регулируемая нормированием систематическая физическая нагрузка приводит к более экономичным реакциям системы кровообращения — замедлению ритма сокращений сердца и снижению в состоянии покоя ударного объема крови, снижению систолического и среднего артериального давления, а также экономизации потребления кислорода миокардом.
Такая двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте выступает фактором средового влияния и опосредована в основном научением и тренировкой (т.е. многократным повторением изученного материала), которые должны осуществляться воспитателем в режиме дня при помощи различных средств, методов и форм организации физического воспитания детей.
В последнее время заметно расширилось количество программ по физическому воспитанию дошкольников преимущественно с оздоровительно-тренировочной направленностью или нормированием физической нагрузки. Такими принято считать, прежде всего, те программы, в которых прогнозируемый эффект от воздействия физической нагрузки на организм ребенка выражается в сдвиге показателей сердечно-сосудистой системы (ССС), органов дыхания, состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА), коррекции обменных процессов и т.д. Это, на наш взгляд, оправдано при решении задач в достижении определенной целевой установки на непродолжительном временном отрезке, каким и является дошкольный период.