Непараметрический (центильный) метод для оценки физического развития юных спортсменов

Метод основан на сравнении антропометрических показателей ребенка со среднестатистическими данными соответствующей воз- растно-половой группы с учетом географической зоны прожива­ния. Центильные измерения наиболее строго и объективно отра­жают распределение величин измерения среди здоровых детей. Данный метод предусматривает проведение нескольких оценок со­ответственно возрасту ребенка — длина тела, масса тела, окруж­ность груди и окружность головы (для детей до 3 лет) — и одну оценку массы тела относительно длины тела, которая является наиболее информативной для суждения о питании или упитанно­сти ребенка до определенного уровня развития (у мальчиков до длины тела 140-145 см, у девочек — до 137 см). Считают, что в пубертатном периоде изменение массы тела происходит не столько за счет нарастания жировой ткани, сколько за счет увели­чения костной и мышечной массы. Поэтому оценка питания у детей препубертатного и пубертатного возраста по центильному распре­делению массы тела относительно его длины является некоррект­ной. Адекватность питания в таких случаях оценивают, как уже говорилось, по ИМТ (индекс Кетле). Оценку антропометричес­ких показателей проводят по таблицам центильного типа, разра­ботанным авторами по данным массовых исследований детей Северо-Запада России (Антропометрический скрининг, 1991). По результатам центильных оценок, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки, определяют гармоничность развития ребенка. По сумме номеров центильных интервалов, полученных для тех же показателей, определяют принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезо- соматический, макросоматический). По мнению некоторых отече­ственных исследователей (Воронцов И.М., 1991), соматотип при­менительно к детскому возрасту означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микро­соматический — замедленный, мезосоматический — средний, макро­соматический — ускоренный темп роста.

Оставьте комментарий