Наследственность,среда и воспитание ребенка

В настоящее время в педагогике выделяют основные факторы, влияющие на развитие человека: наследственность (или генетиче­ский); среда и воспитание. Все эти факторы принято объединять в две группы факторов: биологического и социального развития.

Наследственность — это то, что передается от родителей. На­следственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная — обеспечивает рождение человека человеком, т.е. пред­ставителем человеческого вида. Переменная — роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки : цвет глаз, кожи, во­лос, телосложение, группа крови, предрасположенность к определен­ным заболеваниям, особенность нервной системы и т.д.

Данные зарубежной и отечественной науки (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц, Н.М. Амосов, П.К. Анохин и др.) свидетельству­ют о том, что наследственными могут являться и моральные, интел­лектуальные качества и социальные способности (к какой-то опреде­ленной деятельности).

Однако, по мнению японского ученого Масару Ибуки, в разви­тии ребенка образование и среда играют значительно большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Понятие «среда» следует рассматривать в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также — культура и быт, традиции и обычаи народа. Такая среда влия­ет на успешность и направленность социализации ребенка.

Среда в узком смысле — это непосредственное предметное ок­ружение ребенка. С момента рождения ребенка окружает множество предметов, которые и помогают ему познавать социальный мир и развиваться.

Академик В.А. Петровский ввел понятие «развивающая сре­да», под которой он понимает не только предметное наполнение, но

и то, что она должна быть особым образом выстроена, макси­мально эффективно влияя на ребенка.

Средовым фактором является еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Улица так­же относится к окружающей среде. В последнее время ее влияние за­частую связано с насыщенностью отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное зна­чение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние, как правило, носит стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, ко­нечно же, вызывает множество трудностей на пути становления лич­ности. Однако изоляция ребенка от социальной среды наносит еще больший вред, задерживая социальное развитие ребенка. Для малень­кого ребенка взрослый человек является эталоном-образцом взаимо­действия со средой. Он может сдерживать развитие ребенка, а может активизировать его, но быть безучастным к развитию он объективно не может.

В отличие от первых двух, воспитание как фактор развития, всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны педагога) характер. Второй особенностью воспитания является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям на­рода, общества, в котором происходит развитие. И наконец, воспита­ние предполагает систему воздействия на личность, поскольку еди­ничное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Однако наследственность, среда и воспитание как факторы воздействия при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития личности. Еще в утробе матери ребенок активно реагирует на влияние каждого из этих факторов. Из­начально активность проявляется в движении (двигательная актив­ность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функцио­нировать организм, укрепляя его. Стоит обратить внимание, насколь­ко качественно изменяется развитие ребенка, когда он овладевает ходьбой и прямохождением.

Оставьте комментарий