Личностно-характериологические и психофизиологические критерии отбора.Часть3

Изучение индивидуальных различий у не занимавших­ся ранее спортом детей показали, что способность к овладе­нию двигательными навыками во многом определяют общие способности — адекватность восприятия и представления, точность и объем памяти, психическая выносливость. Была выявлена связь разнообразных параметров координационных способностей с указанными свойствами психической деятель­ности. Способность к управлению параметрами движения, к формированию рациональных темпо-ритмовых структур обу­словлены интеграцией как раз таких показателей, как возраст, биологическая зрелость, стаж, спортивная квалификация, дли­на основной соревновательной дистанции, успешность выступлений в сезоне, позволило выделить классы спортсме­нов с разным типом состояний личностно-психологических характеристик (Т.С. Тимакова, 1994).

Был выделен класс молодых спортсменок, класс силь­нейших (элиты) лыжников-мужчин, класс лыжников-мужчин, специализирующихся в беге на длинные (50 км) дистанции, а также спортсменов обоего пола с низким показателем спортив­ных выступлений. Следовательно, при оценке личностно-психо- логических особенностей речь может идти об определенном пси­хическом состоянии, которое характеризуется как качественными особенностями профиля (структурой связей), так и количествен­ными значениями. Поэтому личностно-психологические особен­ности спортсменов наряду с показателями физического развития, физиологических и биохимических критериев работоспособно­сти, должны изучаться как для оценки степени соответствия классу спортсменов, так и для коррекции психического состоя­ния. В указанном выше исследовании установлена связь между типами состояний личностно-психологического статуса и состояния спортсменов по данным энергометрического тестирования максимальных функциональных возможностей.

Говоря об осторожности оценок относительно спор­тивной пригодности и перспективности по данным психодиа­гностического тестирования, необходимо учитывать разный тип адаптации к специфическим требованиям спортивной деятельности. Последнее наиболее наглядно при оценке пси­хофизиологических критериев индивидуальных различий. Так, одним из важнейших критериев разделения индивидов по типу адаптации является шкала «сила-чувствительность».

Оставьте комментарий