Выбор высоко информативных показателей отбора и составлений на их основе программ тестирования спортивных способностей (или определения их задатков) обусловлены как общими требованиями теории тестов, так и специфичностью методологии отбора. (В. М. Зациорский 1982).
Помимо стабильности и воспроизводимости теста, получаемый в нем показатель должен быть, прежде всего, валидным относительно оцениваемого качества (свойства) Особую ценность для отбора имеют показатели, влияющие на развитие потенциальных возможностей. Следует учитывать, что уровень предварительной подготовленности, особенности биологического (в том числе и физического) развития, а также другие преходящие факторы влияют на информативность параметров. Это особенно важно учитывать в тех случаях, когда спортивная пригодность (или прогноз успешности) основывается на результатах педагогических или физиологических тестов, результаты которых обусловлены действием многих механизмов.
Приведем пример. При отборе детей в спортивное плавание широко используют тест «скольжение в воде». В исследованиях Н. В. Ермоловой методом классификации объектов[1] было установлено, что в зависимости от успешности обучения навыкам плавания дети 7 лет представляют разные типы. Соответственно для слабых, средних и сильных детей относительные оценки обучаемости, прогностическая информативность теста разная. Пол ребёнка также влияет на признаки, определяющие результативность теста. Так, у мальчиков на результат теста влияет большая подвижность в плечевых и тазобедренных суставах, тогда как у девочек — умение управлять параметрами силы и собственно силовыми возможностями. Было также установлено, что у наиболее успешно обучающихся плаванию мальчиков тест «скольжение в воде» в целом не информативен и он не коррелирует ни с одним из критериев успешности обучения. Наибольшее количество признаков, влияющих на результат в тесте, выявлены у детей со средними способностями к обучению плаванию, свидетельствующее о широких возможностях у них к взаимокомпенсации: любое преимущество параметров телосложения, аппарата дыхания, подвижности в суставах, силы, координации движений, а также трудолюбие и работоспособность сказываются на результатах тестирования специальных «плавательных» способностей. Для слабо успевающих детей тест оказался мало информативен в виду их слабой подготовленности в целом. Для таких детей результаты теста определяли в первую очередь размеры тела, аппарат внешнего дыхания, устойчивость к гипоксии, двигательную подготовленность, посещаемость занятий и т. п. (статистическая связь невысока). Вместе с тем были выделены признаки, влияющие на результаты теста независимо от пола ребенка, уровня подготовленности или физического развития. Они включали длину конечностей, психическую выносливость и вестибулярную устойчивость, ЖЕЛ, подвижность в суставах, способность к тонкой дифференциации усилий. Следовательно, анализ структурной организации теста выяснил сложный состав его характеризующих признаков. Перечисленные выше общие для всех групп признаки отличаются высокой устойчивостью индивидуальных различий в возрасте от 7 до 10 лет.
[1] Так называемый «кластерный анализ», при котором на основании множественных показателей объекты группируются в классы с более однородной по характеру организации признаков, внутри которых уже анализируют тип состояния