Критерии и методы отбора. Требования к программе тестирования.Часть1

Выбор высоко информативных показателей отбора и составлений на их основе программ тестирования спортив­ных способностей (или определения их задатков) обусловле­ны как общими требованиями теории тестов, так и специ­фичностью методологии отбора. (В. М. Зациорский 1982).

Помимо стабильности и воспроизводимости теста, по­лучаемый в нем показатель должен быть, прежде всего, валид­ным относительно оцениваемого качества (свойства) Особую ценность для отбора имеют показатели, влияющие на разви­тие потенциальных возможностей. Следует учитывать, что уровень предварительной подготовленности, особенности биологического (в том числе и физического) развития, а также другие преходящие факторы влияют на информативность па­раметров. Это особенно важно учитывать в тех случаях, когда спортивная пригодность (или прогноз успешности) основыва­ется на результатах педагогических или физиологических те­стов, результаты которых обусловлены действием многих ме­ханизмов.

Приведем пример. При отборе детей в спортивное пла­вание широко используют тест «скольжение в воде». В иссле­дованиях Н. В. Ермоловой методом классификации объектов[1] было установлено, что в зависимости от успешности обуче­ния навыкам плавания дети 7 лет представляют разные типы. Соответственно для слабых, средних и сильных детей относи­тельные оценки обучаемости, прогностическая информатив­ность теста разная. Пол ребёнка также влияет на признаки, определяющие результативность теста. Так, у мальчиков на результат теста влияет большая подвижность в плечевых и та­зобедренных суставах, тогда как у девочек — умение управ­лять параметрами силы и собственно силовыми возможностя­ми. Было также установлено, что у наиболее успешно обучающихся плаванию мальчиков тест «скольжение в воде» в целом не информативен и он не коррелирует ни с одним из критериев успешности обучения. Наибольшее количество признаков, влияющих на результат в тесте, выявлены у детей со средними способностями к обучению плаванию, свидетельствующее о широких возможностях у них к взаимокомпенсации: любое преимущество параметров телосложения, аппарата дыхания, подвижности в суставах, силы, координации движений, а также трудолюбие и работоспособность сказываются на результатах тестирования специальных «плавательных» способностей. Для слабо успевающих детей тест оказался мало информативен в виду их слабой подготовленности в целом. Для таких детей результаты теста определяли в первую очередь размеры тела, аппарат внешнего дыхания, устойчивость к гипоксии, двигательную подготовленность, посещаемость занятий и т. п. (статистическая связь невысока). Вместе с тем были выделены признаки, влияющие на результаты теста независимо от пола ребенка, уровня подготовленности или физического развития. Они включали длину конечностей, психическую выносливость и вестибулярную устойчивость, ЖЕЛ, подвижность в суставах, способность к тонкой дифференциации усилий. Следовательно, анализ структурной организации теста выяснил сложный состав его характеризующих признаков. Перечисленные выше общие для всех групп признаки отличаются высокой устойчивостью индивидуальных различий в возрасте от 7 до 10 лет.


[1] Так называемый «кластерный анализ», при котором на основании множественных показателей объекты группируются в классы с более однородной по характеру организации признаков, внутри которых уже анализируют тип состояния

Оставьте комментарий