Достоинство игровых методов в процессе обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают контролировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной, а желанной, личной целью. 11ри этом решение учебной задачи в процессе игры сопряжено в меньшими затратами нервной энергии и минимальными волевыми усилиями ребенка.
Игровые методы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. От ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию, а от педагога отказ от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний и т.д.
В качестве игрового метода активно используется воображаемая ситуация в развернутом плане: с ролями, игровыми действиями и соответствующим игровым оборудованием. Однако среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра, которой в процессе учебной деятельности присущи две функции: первая — совершенствование и закрепление знаний в непринужденной для ребенка игровой ситуации; вторая — усвоение новых знаний и умений разного содержания.
В реальном же процессе обучения все методы используются только в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Каждый метод состоит из определенных приемов обучения, которые в отличие от метода направлены на решение более узкой учебной задачи. Сочетание ряда приемов и образует тот или иной метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, к беседе как методу можно отнести следующие распространенные приемы: вопросы к детям, пояснение к какому-либо заданию, рассказывание самими детьми, музыкальное сопровождение беседы с иллюстрацией творческих работ детей (рисунки, аппликация, поделки и т.д.), прослушивания фрагментов из знакомых детям литературных произведений по конкретной теме и др.
Вместе с тем, одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадок, показа действий, вопросов входят в состав метода наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.