Знания представляют собой совокупный результат свободного, проверенного практикой владения ребенком полученной информацией, выраженной в виде мыслительных операций, речи и действия. На основании знаний у него складываются представления о сущности конкретного нравственного качества, мотивы для приобретения этого нравственного качества, которые, в свою очередь, порождают социальные чувства и отношения ребенка. Чувства и отношения придают процессу формирования данного качества личностную окраску и поэтому влияют (через навыки и привычки) на его прочность. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках и поведении, что и приводит в итоге к формированию нравственного качества.
Данный механизм имеет объективный характер и проявляется всегда при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности. Главная же особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Кроме того, действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от возраста ребенка и от особенности качества (его сложности и т.п.).
Нравственное воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста детей. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи нравственного воспитания подрастающего поколения.