Знания

Знания представляют собой совокупный результат свобод­ного, проверенного практикой владения ребенком полученной информацией, выраженной в виде мыслительных операций, речи и действия. На основании знаний у него складываются представле­ния о сущности конкретного нравственного качества, мотивы для приобретения этого нравственного качества, которые, в свою оче­редь, порождают социальные чувства и отношения ребенка. Чувства и отношения придают процессу формирования данного качества лич­ностную окраску и поэтому влияют (через навыки и привычки) на его прочность. Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации — в поступках и поведении, что и приводит в итоге к формированию нравственного качества.

Данный механизм имеет объективный характер и проявляет­ся всегда при формировании любого нравственного (или безнравст­венного) качества личности. Главная же особенность этого механизма заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исклю­чен, ни заменен другим.

Кроме того, действие механизма носит гибкий характер: по­следовательность компонентов может меняться в зависимости от воз­раста ребенка и от особенности качества (его сложности и т.п.).

Нравственное воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от запросов общества, экономи­ческих факторов, уровня развития науки, возможностей возраста де­тей. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество реша­ет разные задачи нравственного воспитания подрастающего поколе­ния.

Оставьте комментарий