Занятия

Занятия. Значительное место в жизни детского сада принад­лежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку зна­ний, умений и навыков.

Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение должно осуществляться преимущест­венно в контексте игровой деятельности ребенка.

В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка раз­виваются познавательные способности: умения пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция: внимание, память, вооб­ражение — за счет действий по соотнесению предметов и знаков, дей­ствий с предметами-заместителями. Необходимо построение возмож­но более полной системы дидактических игр, выполнение ее недос­тающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует спе­цифическую форму обучения дошкольников — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, дол’жна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и спосо­бов деятельности, необходимых для формирования базиса личност­ной культуры.

Перестройка организации жизни детей в детском саду начина­ется с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняе­мость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда с детьми работа­ют одновременно два воспитателя (как в других странах), один из ко­торых проводит игры или занятия поочередно с небольшими под­группами детей, а другой в это время наблюдает за свободной дея­тельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.

Возрастная группа будет являться в детском саду основной ор­ганизационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в кото­рой не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского са­да. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партне­рами полезны для формирования полноценного опыта общения, от­крывая дополнительные возможности его развития путем взаимообу­чения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким обра­зом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.

Оставьте комментарий