Закономерности и принципы воспитания. Закономерности представляют собой связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания и отражают существенную характеристику процесса развития.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы — в технологиях; технологии — в средствах и методах; методы — в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень, то результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.
Воспитание ребенка становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная закономерность, на основе которой формулируется один из ведущих принципов воспитания: поддерживать и направлять деятельность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями.
Для реализации этого принципа технология воспитания выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются соответствующие методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности.
Еще одна закономерность — это потребность ребенка в любви. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность. Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, и с учетом ее, являются терпение, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь. Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают возможность малышу почувствовать, что его любят и верят в его силы. В этом случае педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, обучением способам выражения любви. Методы и приемы у такой технологии должны быть личностно ориентированны, т. е. показывать ребенку, что его уважают и любят.
Закономерностью является утверждение, что личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей крайне важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия ребенка с социальным миром. Конкретизирующий эту закономерность принцип — уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».
Этот принцип ложится в основу технологии, методов и приемов воспитания. В результате чрезмерной опеки у ребенка вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. При правильной организации педагогического процесса, основанного на принципах уважения ребенка и соблюдения его прав у него вырабатывается умение не бояться ошибок, а исправлять их. Чтобы ребенок имел возможность искать способы ремонта поломанной игрушки и т.д. При этом крайне необходимо соблюдать тактичность и доброжелательность в общении с ребенком. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.