Закаливание. Общеизвестно, что почти всеми основными гигиеническими умениями, навыками и привычками человек овладевает в дошкольном возрасте. Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве средств закаливания. По определению закаливание представляет собой систему тренировок тепло и терморегуляционного аппарата организма физическими природными и искусственными факторами, направленными на повышение устойчивости и сопротивляемости (т . резистентности) организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Процесс закаливания использует свойства человеческого организма приспосабливаться к резко меняющимся факторам внешней среды, переносить крайние, подчас взаимоисключающие друг друга условия: контрасты холода и жары, засухи и влаги.
Различают естественные факторы закаливания (плавание, купание в водоемах, пребывание на воздухе и солнце — воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, босохождение и др.) и искусственные (душ, ванны, бани и др.), в результате чего совершенствуется деятельность аппарата терма и теплорегуляции организма ребенка.
При решении задач оздоровительной направленности закаливание способствует повышению защитных сил, своевременному реагированию и сопротивлению организма действиям неблагоприятных метеорологических факторов окружающей среды. При этом солнечные и воздушные ванны способствуют улучшению качественного состава крови, обменных процессов, противостоянию организма ребенка различным заболеваниям. Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушно-солнечные ванны.
Водные процедуры с элементами плавания оказывают благотворное воздействие на деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшают кровообращение в сосудах рук и ног, улучшают газообмен, служат средством профилактики и лечения нарушений осанки и сутулости. Купание в бассейнах дошкольных учреждений можно проводить, начиная с двух лет, 2-3 раза в неделю в соответствии с существующей инструкцией.
Необходимо обратить внимание на внешнее оформление бассейна. Типовые помещения, где расположена сама ванна, необходимо озеленить, т.е. поставить большие кадки с деревьями вдоль стен. Обстановка должна быть приближена к условиям плавания в естественных водоемах. Художественный фон следует изменять в соответствии с порой года. Все водные процедуры должны вызывать положительные эмоции. При появлении посинения, дрожи, раздражительности купание необходимо прекратить, при недомоганиях, определяемых зачастую визуально, также детей не следует допускать к занятиям. Во время занятий в воде целесообразно использовать различные игрушки. В конце занятий желательно детям дать прослушать медленную, успокаивающую музыку. После выхода из ванны желательна сауна. Затем получасовой отдых в положении лежа под легким покрывалом в комнате при температуре воздуха 24-26° С. Перед отдыхом (по желанию детей) — прием коктейлей.