Длительный период детства человека как условие реализации потенциальных возможностей.Часть9

У новорожденного ребенка нервно-мышечный аппарат пассивен. Впервые конфликт с внешней средой проявляется в грудном возрасте как противодействие фактору гравитации, когда формируются установочные антигравитационные рефлексы в виде поз сидя, стоя. Это уже активные состояния, в которых участвует центральная нервная система и моторный анализатор. На фоне поздней статики совершенствуются и координируются движения рук и ног ребенка, возникает ходьба, в которой участвуют почти все мышцы тела. Постепенно усиливается общая моторная активность и на этой основе развертывается все физической воспитание ребенка.

Таким образом, второе полугодие жизни ребенка представляет собой подготовительный, в отношении локомоции, период, в котором образуются статические (позные) рефлексы условно-безусловного характера. Одновременно возникает управление мышечным тонусом, необходимое для формирования стояния и и ходьбы. Это период антигравитационной функции скелетной мускулатуры. Ортогональный (вертикальный) тип локомоции начинает развиваться в начале второго года и достигает совершенства значительно позже.

Вместе с созреванием центральной нервной системы, моторика ребенка становится более сложной, сознательной и целенаправленной. Это проявляется в играх, а в последующем, в элементах труда, спорта, самообслуживания. Как проявление кинезофилии большое значение для развития ребенка имеет подражание.

Исследования в лаборатории М.Р. Могендовича показали, что кинезестезия (чувствительность) как показатель уровня развития функций моторного анализатора, достигает своего максимального прогрессирования в младшем школьном возрасте; в среднем школьном возрасте темпы развития кинестетической рецепции замедляются, и в возрасте 13-14 лет прирост чувствительности в основном заканчивается. Это не означает, что при специальной спортивной или профессиональной тренировке не может происходить дальнейшее совершенствование кинезестезии. Пластичность анализатора моторики достаточно велика и она может тренироваться до глубокой старости.

При изложении данного материала необходимо отметить точку зрения некоторых ученых, которые считают, что избегая всяких волнений и двигательной активности, мы сохраняет адаптационную энергию и обеспечиваем более долгую жизнь. Г.Селье пишет: «Быстрота изнашивания выше у активного ребенка, чем у спокойного взрослого». Эта точка зрения противоположна представлению М.Р. Могендовича (1969), что «вегетативный штиль» вовсе не является оптимальным состоянием организма, и кинезофилия как жизненная потребность ребенка и взрослого лежит в основе их роста, развития и оптимальной жизнедеятельности. Нервная трофика, как фактор активной жизнедеятельности организма, на высоте лишь там, где сохранен тонус вегетативной нервной системы. В случае, если моторный анализатор ослаблен гипокинезией, то происходит не только снижение тонуса вегетативной нервной системы, но и нарушается управление ею, в результате навязывается повышенный и пониженный ритм одним внутренним органам и другим.

Необходимо помнить, что при недостатке движений ослабляются оба центральных процесса — возбуждение и торможение. Поэтому одной из задач физического воспитания является не только усиление сократимости мышц посредством тренировки движений, но и тренировка их расслабления. Тренировка произвольной релаксации — это важный дополнительный резерв накопления энергии.

Оставьте комментарий