Общественный транспорт является источником различных заболеваний, особенно детей дошкольного возраста. Поэтому для нас представляет интерес удаленность дошкольного учреждения от места жительства ребенка.
Менее 500 м от детского сада проживает половина детей городской и четверть детей сельской местности; половина детей сельской и треть детей городской местности — от 500 до 1000 м; 1000— 2000 м — третья часть детей сельской и четвертая часть детей городской местности. Большинство родителей ходят с ребенком в детский сад пешком. Личным транспортом пользуется 1/10 часть родителей, коммунальным — около 1/6.
Как ребенок посещает детский сад, охотно или нет, во многом зависит от обстановки, внимания воспитателей к ребенку, от количества и качества игрушек, от проведения различных занятий с детьми и т.д., ведь отношение ребенка к садику сказывается на настроении родителей в течение всего рабочего дня. По данным автора, охотно и с удовольствием посещают детский садик около 1/3 детей в сельской местности и 1/4 — в городе; порой охотно, иногда нет — 1/ 2 девочек и такое же количество мальчиков городской и сельской местности; неохотно — 1/10 часть детей. Вместе с тем следует отметить, что в начале 90-х годов резко сократилось количество детских садов и детей в них из-за высокой оплаты. Помимо детского сада существуют еще другие дошкольные учреждения, которые помогают семье воспитать всесторонне развитых детей и являются связующим звеном между семьей и школой, между детским садом и семьей. Поэтому представляется важным выяснить, посещает ли дошкольник кроме детского сада еще какие-либо заведения, предназначенные для развития ребенка. Если в 1988 г. в спортивных секциях, кружках пения и музыки занималось около 30% детей в городе и около 8% в сельской местности, то в 1998 г. этот показатель снизился до 8% в городе и до 0,6% в селе. Основными причинами являются прежде всего финансовые трудности родителей и предприятия, а также отсутствие специалистов.
Совместная работа семьи, детсада и других детских учреждений может сделать многое в формировании у ребенка здорового образа жизни, развитии у него умственных, нравственных, эстетических, физических, трудовых и других качеств, то есть обеспечить всестороннее воспитание детей. Оценка видов воспитания в детских садах (ответы родителей в %) представлена в табл. 4.
Таблица 4
|