Гипокинезия (гипо — ограниченное, недостаточное; и пезо — движение). Известно, что более 80% веса тела человека составляют скелет и мышцы, т.е. аппарат движения, а потому, именно, движение с биологической точки зрения является основной функцией тела человека, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Всякое ограничение двигательной функции влечет за собой расстройства обмена веществ, дыхания, кровообращения и других органов и систем, что приводит к снижению умственной работоспособности и резистентности.
Длительная гипокинезия снижает способность мышц к динамической и статической работе. Показано, что через 20 суток пребывания в постели объем работы человека снижается на 26%, а после двух месяцев — уже на 43,4%, при этом, становая сила уменьшается на 72-88%, сила кистей — на 87-90%, выносливость к кратковременным статическим напряжениям — на 76-88% от исходного состояния. Из всех систем организма наибольшее неблагоприятное влияние испытывает на себе сердечно-сосудистая система.
Вызываемое гипокинезией, противоестественное для живого организма, ограничение возбуждения анализаторов коры больших полушарий головного мозга, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем в растущем организме ведет к целому ряду функциональных нарушений деятельности внутренней среды:
— уменьшению физиологических резервов систем организма и росту, в этой связи, энерготрат на единицу работы;
— разбалансировке интенсивности метаболизма в обмене веществ и, как следствие, — появлению избыточной массы тела ребенка;
— снижению функциональной возможности сердца адекватно реагировать на физическую нагрузку за счет существенного уменьшения силы миокарда и, как следствие, — вынужденной компенсации гораздо меньшей по мощности физической нагрузки непомерно высокой частотой сердечных сокращений (ЧСС), которая, в свою очередь, вызывает уменьшение общего количества крови, эритроцитов и содержащегося в них гемоглобина — основного поставщика кислорода;
— уменьшению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), что снижает резервы вдоха и выдоха, не обеспечивая должного поступления кислорода к тканям организма ребенка;
— снижению резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем и нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), в результате чего у ребенка появляется; лишняя раздражительность и нервозность, наблюдаются повышенная утомляемость и плохой сон, снижается физическая, а за ней и умственная работоспособность, ухудшаются память, внимание и, как следствие, — поведение;
— снижению эластичности сухожилий и связок, что, в результате, существенно ограничивает объем движений peбенка в суставах;
— снижению объема мышечной массы, что отрицательно влияет на тонус мышц, ухудшая координацию движений;
— слабому развитию мускулатуры и, как следствие, — нарушению осанки и деформации опорно-двигательного аппарата и т.д.
Многоцелевой иерархической системой представляйся организм при рассмотрении его с биокибернетических позиций. В ней оптимально сочетаются автономия и саморегуляция низших уровней управления с централизованным контролем и корректировкой со стороны высших уровней. Интеграция этих уровней управления обеспечивается как гормонально-вегетативным гомеостазом внутренней среды, так и приспособительными свойствами целостного организма. В условиях гипокинезии, у человека, особенно в детском возрасте, может нарушиться любой из них блоков ввиду ограничения диапазона реактивности, уменьшения мощности и экономичности процессов жизнеобеспечения в покое и при различных нагрузках. Тем самым создаются предпосылки для преждевременного старения и снижения продолжительности его жизни.
Таким образом, в организме нет ни одной системы, которая бы не реагировала на гипокинезию отрицательными последствиями. Без необходимого, биологически достаточного объема двигательной активности человек не может успешно пройти ни одна из фаз его онтогенетического развития, начиная с дошкольного возраста.
Трудно переоценить положительное влияние двигательной активности на развитие растущего организма ребенка и его функций. Известно, что в первые недели после рождения стимуляция мышц младенца связана с неспецифическими воздействиями (как правило, это понижение температуры внешней среды), а затем уже и со специфическими, — в виде непосредственной двигательной активности. При каждом сокращении мышц ребенка возникают нервные импульсы, стимулирующие деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и внутренних органов Реализация этих стимулов в процессе двигательной активности служит тем пусковым механизмом, который и обеспечивает созревание структур и функций в развитии ребенка, поддерживая физиологически нормальную жизнедеятельность его организма.
Приоритет моторики, которая сформировалась в процессе эволюции вида человека, является одним из важных моментом в развитии организма ребенка. Поэтому у него психофизиологическое становление локомоторного аппарата определяет деятельность и субординацию всех остальных физиологических систем и органов на основе функционального единства мозга и мышц. Если мышцы управляются мозгом на основе рефлекторных механизмов, то двигательная активность, оказывая положительное влияние на динамику нервных процессов в коре и подкорке, существенно усиливает субординацию этих процессов через увеличение сенсомоторной информации на двигательные зоны коры, что обуславливает неразрывную взаимосвязь этих процессов. Другими словами, в двигательных зонах коры больших полушарий головного мозга в процессе двигательной активности, как результат, образуется так называемый «структурный след».
Существенное место в становлении моторики ребенка имеют его задатки. При рассмотрении этого важного биологического понятия необходимо помнить, что задатки, прежде всего, генетически обусловленное структурное образование, оказывающее влияние на:
— морфофункциональные характеристики (строение тела, соотношение мышечных волокон и капилляров, особенности сенсорных систем и т.д.);
— функциональные показатели, специфику адаптации и энергообмена;
— определенное развитие центральных нервных механизмов управления мышцами, координационных способностей и психофизиологических свойств организма ребенка.
Физиологический задаток какого-либо психофизических) качества (быстроты, гибкости, выносливости и др.) скорее всего, закрепленной в генотипе человека или предпосылкой развития с особенной временной последовательностью раскрытия аэробного, анаэробного, анаболического метаболизма, резервных возможностей его реализации, типа адаптационных механизмов и т.д. При этом большие или меньшие возможности в реализации отдельных психофизических качеств и их композиции при мышечной деятельности у конкретного человека тесно связаны со средовыми влияниями. Таким воздействием среды на реализацию задатков выступает направленное физическое нос питание.
При формировании потребности ребенка в движениях очень важна взаимосвязь его двигательной активности и функционального состояния основных физиологических систем, поскольку уровень сформированное™ этой способности может оказаться недостаточным для поддержания здоровья и полноценной адаптации организма ребенка к социальным условиям жизни. Поэтому крайне необходимо создание оптимальных психолого-педагогических услов- ий для воспитания потребности ребенка в двигательной активности, которая и будет поддерживать биологически целесообразные адаптивные реакции организма.
Однако и саму потребность в двигательной активности, как базовое условие нормального развития организма ребенка, нельзя рассматривать лишь в качестве функции возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она заметно изменяется в зависимости от особенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности ребенка, и, наконец, условий его жизни.