ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Подвижные игры в большой степени способствуют воспита­нию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливо­сти, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества раз­виваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с пре­одолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый пере­ход участников от одних движений к другим способствуют разви­тию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно- силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значитель­ные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников поло­жительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабе­вающей активностью многократно проделывали те или иные при­емы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значе­ние имеет путь к достижению игровой цели — характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получе­ния конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда бу­дет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр так­же может активизировать действия игроков, вызывать проявле­ние решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не долж­на разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каж­дый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, друж­ных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответствен­ности за свои поступки.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение свер­стников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды — другой, когда перед играющими возникают са­мые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают уме­ния быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быст­ро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвиж­ная игра будет эффективным средством разностороннего физи­ческого воспитания детей и подростков.

Оставьте комментарий