Таким образом, под воздействием физических упражнений на организм ребенка происходит развитие высшей нервной деятельности, формируются и развиваются умственные возможности ребенка, что способствует его гармоничному развитию.
В ряде работ отмечается, что под влиянием физических упражнений, их правильной дозировки, регулярных занятий организм ребенка способен быстро реагировать на те или иные раздражители: физическую нагрузку, охлаждение, перегревание, болезненные факторы; это способствует укреплению иммунной системы и более успешной адаптации ребенка к условиям внешней среды [37; 38; 41; 49]. Следовательно, физические упражнения служат средством развития адаптации организма ребенка и поддержанием связи с окружающим миром. Физические упражнения, средства закаливания вырабатывают резистентность организма ребенка к неблагоприятным условиям. По данным литературы, дети, занимающиеся физическими упражнениями, закаливанием, болеют значительно реже, а болезнь протекает гораздо легче [49; 50; 40; 36].
Под влиянием физических упражнений и средств закаливания происходят позитивные изменения в деятельности желез внутренней секреции, которые обеспечивают как более быстрое приспособление организма ребенка к изменяющимся условиям (к таким факторам воздействия, как холод или повышенная температура, пониженное содержание кислорода и т.д.), так и его защиту [52; 55; 57].
Физическое воспитание способствует развитию и совершенствованию двигательных навыков ребенка, создает школу движения, помогает быстрее приспосабливаться к повседневной практической жизни: правильно ходить, бегать, прыгать, лазать, метать и т.д., а в раннем возрасте — сидеть, ползать, вставать.
У детей, занимающихся физическими упражнениями, увеличиваются их физиологические показатели (жизненная емкость легких, сила мышц рук и ног, становая сила и пр.), а в педагогическом плане — улучшается степень физической подготовленности (скорость бега на Юме хода, на 30 м со старта, длина прыжка и т.д.) [69; 74; 76].
Обзор медицинской литературы позволяет сделать вывод о том, что здоровье ребенка зависит как от наличия сети детских лечебно-профилактических учреждений, так и от качества физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях.
В ряде работ дается общая характеристика воспитания, описывается структура деятельности ребенка, анализируются этапы и средства воспитания [12; 10]. Двигательной активности и физическому воспитанию в этих работах уделяется недостаточное внимание, поэтому они имеют лишь вспомогательный, сопутствующий характер