Цели, задачи и функции отбора

Привлекательность спорта во многом определяет воз­можность реализации стремления человека к самовыражению и самоутверждению. Известно, что наибольшее удовлетворе­ние индивид испытывает тогда, когда его усилия направлены на деятельность, характер которой, её специфические требо­вания соответствуют его природным особенностям, интересам и склонностям. В связи с этим спортивный отбор одинаково сочетает в себе интересы личности и общества. Рост спортив­ных достижений и уровня спортивного мастерства повышают материальные затраты общества на подготовку классных спортсменов, эффективность которой во многом зависит от качества отбора и профессионализма тренера. Степень и глу­бину решения проблемы отбора во многом определяют сло­жившиеся общественные отношения, включая существую­щую систему моральных и культурных ценностей, уровень благосостояния общества.

Спортивный отбор относят к разновидности профессио­нального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные особенности которых отвечают тре­бованиям вида спорта. Спортивный отбор базируется:

1.        на знании требований вида спорта (спортпрограмме) и его конкретных нормативных характеристик в зависимости от цели и задач отбора;

2.         на научно обоснованных, прошедших метрологическую проверку, критериях и их качественно-количественных характеристиках;

3.         на апробированной процедуре отбора и диагностики ис­пытуемых, включая технологию итоговых заключений.

Выделяют несколько разновидностей отбора: спортивная ориентация, отбор перспективных спортсменов, селекция, комплектование команды.

Спортивный отбор тесно связан со спортивной ориента­цией. Принципиальное их отличие в том, что в первом случае речь идет об оценке спортивной пригодности и отбраковке лиц, индивидуальные особенности которых не отвечают специфике вида спорта. Спортивная ориентация включает мероприятия        психолого-педагогического,         медико-биологического и другого характера, направленные на подбор вида или группы видов спорта, занятия которым совпадает с желанием, склонностями и наличием соответствующих предпосылок (задатков) или уже сформировавшихся специальных способностей у индивида.

Спортивный отбор предполагает длительный процесс выделения спортсменов, которые по своим индивидуальным особенностям способны адекватно решать задачи подготовки вышестоящего этапа. Однако, в процессе многолетней подго­товки возникает необходимость в решении конкретных задач отбора: комплектование контингента для узконаправленной подготовки к конкретным соревнованиям; комплектование ко­манды для выступления на ответственных соревнованиях, ко­манд, выступающих в эстафете, в лодке-двойке, определение функции в команде и т.д. Здесь речь идет о выборе спортсме­нов с определенным уровнем достижений и вполне конкрет­ных критериях отбора, который несет характер скорее селек­ции.

Отличительной особенностью спортивного отбора является необходимость осуществления поиска спортивно одарённых детей и подростков задолго до завершения проис­ходящих в их организме биологических процессов роста и развития. Причём сохраняется тенденция к снижению воз­раста начала специализации в спорте. Более ранние сроки на­чала занятий спортом затронули и те виды, в которых еще со­всем недавно начинали специализироваться вполне взрослые люди (тяжелая атлетика, виды единоборств и стрельбы, отдельные виды спорта на выносливость). Вполне понятно, что оценка индивидуальной предрасположенности к виду спорта и прогноз спортивной успешности детей и под­ростков не могут быть высоко надежны.

Оставьте комментарий