Физические упражнения у детей дошкольного возраста

Известно, что основу двигательной активности чело­века составляют физические упражнения, представляю­щие собой многообразные двигательные действия, направ­ленные на развитие у него каких-либо психофизических качеств путем освоения и совершенствования человеком тех или иных двигательных умений и навыков.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на развитие различных сторон личности ребенка. В результате формируется и развивается его внут­ренний мир мысли, чувства, нравственные качества, лич­ностная позиция и поведение. Об этом писал еще П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятель­ность человека как один из ведущих факторов развития его личности.

В системе физического воспитания дошкольников физические упражнения представлены следующими вида­ми: гимнастикой, подвижными играми и элементами спор­тивных игр, а также спортивными упражнениями.

Существует прямая связь между занятиями физиче­ской культурой и умственным развитием ребенка. В про­цессе двигательной деятельности дети учатся понимать не­которые явления, происходящие в окружающем мире и в организме человека. Прежде всего, это относится к пред­ставлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, — представляют собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, сравнение, обобщение и анализ. Выполняя задачи разной степени трудности, дети приобретают практический опыт творче­ской деятельности.

Занятия физическими упражнениями создают необ­ходимый прочный фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную дея­тельность. Кроме того, под воздействием занятий физиче­скими упражнениями существенно улучшается умственная работоспособность детей. Проведенные нами исследования в этой области показывают, что увеличение объема норми­рованной двигательной активности детей 6 лет с 20 до 34% дневного бюджета времени (12 часов) способствовало улучшению показателей их умственной работоспособности (у мальчиков — в 2, а у девочек — в 2,3 раза в сравнении с аналогичными показателями детей контрольных групп).

Применение кратковременных физических нагрузок в режиме дня (например, физкультурные паузы на занятиях познавательного цикла) также благотворно воздействуют на организм ребенка, улучшая протекание таких психиче­ских процессов как запоминание, восприятие, внимание и Др.

Занятия физическими упражнениями способствуют обогащению нравственного опыта ребенка, формируя нор­мы его поведения. Известно, что основой всех нравствен­ных взаимоотношений ребенка являются дружеские отно­шения. В двигательной деятельности они формируются пу­тем подбора упражнений, выполнение которых ставит его перед необходимостью вступить в контакт со сверстника­ми для решения поставленной двигательной или иной за­дачи.

Проявлением дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполне­нии общего задания, взаимоконтроль за качеством движе­ний и ответственность перед сверстниками. Дети учатся осознавать принадлежность к коллективу и управлять сво­им поведением. Благоприятный эмоциональный фон в учебно-оздоровительном процессе содействует закрепле­нию нравственных представлений в чувствах, переживани­ях, переводя их в привычки, а затем и в нормы.

Кроме того, физические упражнения способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры, ос­нованные на продолжительном и многоразовом повторе­нии однообразных двигательных действий. При их выпол­нении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмо­ционального напряжения. Показателями волевых усилий принято считать время (продолжительность), объем (коли­чество повторений) и интенсивность (пульсовая стоимость) выполнения физической нагрузки.

Не меньшее влияние физические упражнения оказы­вают и на воспитание эстетических чувств и эстетику дви­жений у ребенка. Задача педагога — научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями на язык эстетических оценок, помня, что дви­жения красивы, когда они выразительны и целесообразны. Музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в режиме дня требует от детей особой согласованности в движениях, вызывая положительные эмоции. В результате у них формируются эстетические представления о красивом в физическом развитии человека — форме его тела, мышечной массе, положении осанки, оз­доровлении кожи и т.д.

Между тем, физические упражнения имеют не только сходства по способам воздействия на организм ребенка, но и отличия друг от друга. Они отличаются по содержанию, форме, характеру и своему назначению.

Оставьте комментарий