Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Статистика показывает, что на сегодняшний день данные о здоровье подрастающего поколения, и в первую очередь, дошкольников являются крайне тревожными:
— практически здоровыми (т.е. первая медицинская группа здоровья) признано считать лишь около 12- 14% детей дошкольного возраста;
— более 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья;
— за последние 2 года рождаемость в России упала по сравнению с 1990 годом, а рост смертности резко возрос (за последние 3 года более, чем на 35%). Структура причин смертности: несчастные случаи, отравления и травмы составляют 41,6% всех случаев смерти детей от 1 до 4 лет.
За последние 10 лет, доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5% (прогноз специалистов — через 20 лет доля здоровых новорожденных может снизиться до 15-20%).
Каждый третий новорожденный — маргинал (хроник или дефективный), а к 17 годам их количество достигает 45%.
За последние 5-7 лет, частота онкологических заболеваний у дошкольников увеличилась на 13%,
— болезней эндокринной системы — на 29,5%;
— болезней крови — на 35,4%;
— астмы — на 40%;
— болезней органов пищеварения — на 21,6%.
Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. За последние 10 лет увеличилось количество учащихся, имеющих нарушение осанки, а между тем, число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28, 3% до 6,3% — I .е. более, чем в 3 раза. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. И это — будущие матери, носительницы генофонда нации! По данным министерства здравоохранения Российской Федерации из 6 миллионов подростков 15-17 лег у 94,5% были выявлены различные заболевания. Почти треть юношей по медицинским показателям не годятся для службы в Вооруженных силах РФ.
Одной из причин такого положения является недооценка работниками дошкольных образовательных учреждений и родителями значимости и важности двигательной активности детей в их онтогенетическом развитии. Ведь именно в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, двигательной подготовленности и гармоничного развития. Для этого периода, в большей степени, характерна повышенная психофизиологическая активность и интенсивность совершенствования биохимических и морфофункциональных процессов, как в коре больших полушарий головного мозга, так и в органах и системах всего организма ребенка. Интенсификация же познавательной сферы дошкольного образования на основе недостаточной двигательной активности ребенка ведет, как правило, к переутомлению и нарушению его психических функций.
Как правило, болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстро утомляется, у него неустойчивое внимание и память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма. Именно, от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Поэтому в рассматриваемый период представляется уникальная возможность направленного формирования у ребенка основ здорового образа жизни и состояния здоровья.
Вместе с тем, в практике дошкольного образования отсутствует научно-обоснованное нормирование двигательной активности ребенка в режиме дня. Отечественные программы дошкольного образования: «Радуга», «Детство», «Истоки». «Из детства в отрочество» и другие отводят организованному двигательному режиму от 12 до 18% общего 12-часового бюджета времени пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Такой объем двигательной активности, на наш взгляд, явно недостаточен для решения оздоровительных задач. Кроме того, программы не раскрывают физиологического механизма регулирования интенсивности мышечной нагрузки.
Отсутствует сегодня и общепринятая методика объективного описания различных факторов, в совокупности определяющих двигательный режим детей в дошкольном возрасте. Реализация комплексных подходов и результатов исследований, проводимых в этом направлении, рассматривается в качестве основы для разработки методов повышения работоспособности, определения гигиенических мер по предупреждению утомления, а также рациональной организация режима дня. Существенно и наиболее важно здесь не приспособление отдельных методик к морфо- функциональным особенностям ребенка, а обоснованное и целенаправленное повышение работоспособности, оптимизация деятельности мозговых структур организма ребенка. Двигательная активность ребенка-дошкольника является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер его жизнедеятельности.
Несовершенство физического воспитания дошкольников обусловлено еще и отсутствием надежных методик no оценке и контролю состояния здоровья детей. Умение воспитателя контролировать и корректировать этот процесс (т. е. владение элементарными диагностическими приемами, позволяющими судить об уровне развития и со- i тянии здоровья ребенка) — необходимое профессиональное качество. Являясь точкой отсчета для прогнозирования онтогенетического развития, диагностика позволяет выявить реальный уровень физического развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки по отдельным гюказате- пям. При этом выявленная неравномерность в сроках фи- шческого развития у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и внести коррективы в двигательный режим конкретного ребенка для решения его оздоровительных задач. Кроме того, использование одних и тех же диагностических приемов, тестов и упражнений позволяет отслеживать динамику состояния здоровья детей, выступая определенной системой мониторинга.
Однако следует отметить, что и сами методики по оценке физического развития детей дошкольного возраста остаются пока еще несовершенными, имея определенные недостатки. Одним из основных является то, что, определяя преимущественно качественные характеристики показателей морфофункционального состояния основных физиологических систем организма ребенка, они достаточно сложны для применения, поскольку проводятся на дорогостоящем медицинском оборудовании, и имеют шифрованные способы обработки матери ада. У дошкольных образовательных учреждений чаще всего нет финансовых возможностей ни на приобретение такого оборудования, ни на содержание специалистов для работы на нем. При этом, потребность в усилении врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья детей остается и продиктована она его значительным ухудшением. Отсюда противоречие между необходимостью иметь доступные и надежные диагностические методики по комплексной оценке физического развития детей и отсутствием такого рода методик.
В настоящее время в дошкольном образовании сохраняется ряд противоречий:
— между потребностью в научно-обоснованных программах, нормирующих двигательную активность на физиологически оптимальном уровне и отсутствием такого рода программ;
— между потребностью в динамической комплексной оценке физического развития дошкольника и отсутствием адекватных методик для такой оценки.
В связи с этим, становится очевидным необходимость изменения режима двигательной активности дошкольников и разработка вариантов его физиологической оптимизации, а также комплексного подхода к оценке физического здоровья детей дошкольного возраста.
Вот почему так крайне важно, чтобы физическим воспитанием дошкольников занимался квалифицированный профессионал с высшим специальным образованием, способный правильно организовать этот процесс, Это, в свою очередь, позволит организму ребенка окрепнуть, накопить силы и обеспечит ему в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.