— развитие волевых качеств, усложняя препятствия, которые нужно преодолевать;
— активное использование различных методических приемов для формирования у детей умений и навыков управления своим телом при выполнении тех или иных способов ползания (к наиболее доступным можно отнести приемы сравнения с животными и пресмыкающимися (это передвижение по поверхности всем телом) или на ножках (насекомое), с растениями (тянется, ползет к свету) и т.п.);
— методически грамотный подбор различных игровых приемов, способствующих воспитанию положительного отношения детей к упражнениям в ползании, как жизненно важном и необходимом двигательном действии в дальнейшей жизни:
Пример. Ифовой прием «Защитники». Для этого в зале необходимо иметь стульчики и гимнастическую скамейку. Педагог обращается к детям и говорит о том, что очень важно и почетно быть защитником Отечества и выполнять сложные задания. Но для этого нужно: мальчикам, — научиться проползти через сетку, под машиной, под стеной и пр., а девочкам нужна гибкая и эластичная спинка. После этого дети начинают выполнять задание, а педагог комментирует: «Хорошенько надо прогнуть спину, проползая под стульчиками, а теперь — через нижнюю рейку гимнастической стенки и обратно.
Освоив основные способы ползания, можно переходить к обучению непосредственно самому лазанию, которое неразрывно связано с использованием различных предметов, стандартного и оборудования:
— в условиях физкультурного зала к числу стандартного оборудования для лазания можно отнести и гимнастическую стенку, разные варианты лестниц (обычную или веревочную), установленные вертикально, горизонтально или наклонно, а также шест и канат;
— в естественных условиях для этого могут быть использованы, как предметы (скажем, деревья, склоны, пригорки и т.д.), так и различное нестандартное оборудование (заборчики, трибунки, горки, рукоходы и т.д.).
В качестве наиболее доступного для освоения является все же лазание по гимнастической стенке, где обычно используется приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный). Необходимо лишь показать и объяснить детям, как захватывать рейку руками и как правильно ставить на рейку ноги. На первом же занятии их необходимо познакомить с общими правилами выполнения лазания:
— при влезании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами;
— при спуске — наоборот;
— при влезании вверх смотреть на руки, ноги повторяют движения рук;
— держаться за рейку следует прямым хватом — большой палец снизу, а остальные пальцы ладони сверху;
— ногу следует ставить на рейку серединой ступни, а не на носок.
Во время лазанья педагог должен находиться у снаряда, помогать и подбадривать детей, напоминая им о том, как выполнять упражнения. В случае необходимости он страхует ребенка.
Начинать процесс освоения лазания по гимнастической стенке можно уже с 3-хлетнего возраста, т.е. со второй младшей группы, выполняя это движение произвольным способом.
Наряду с лазанием по гимнастической стенке, в этом возрасте можно использовать и лазанье по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, лесенке-стремянке, а также наклонной доске.
Однако не всегда для обучения дошкольников нужным и полезным действиям в лазании педагог может использовать непосредственный метод показа, поскольку оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано все же на вес ребенка, а не взрослого. В этой связи, упражнение может показывать и более подготовленный физически ребенок из числа группы с обязательными, при этом, комментариями педагога. На начальном этапе обучения более продуктивно использовать поэтапное объяснение: педагог называет действие, подготовленный ребенок его демонстрирует, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, педагог при необходимости тут же поправляет. Затем выполняется следующее действие и т. д.