Учебно-дисциплинарная модель (концепция дошкольного образования)

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующи­ми признаками. Цель — вооружить детей знаниями, умениями и на­выками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрос­лого с детьми — «Делай, как я!». Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик и др. Тактика — диктат и опека. Задача педагога — реализовать програм­му, удовлетворить требования руководства и контролирующих ин­станций. Методические указания превращаются в этих условиях в за­кон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламенти­руется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивакЛцую сущность ис­кусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и де­тей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется и не­гативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффектив­ности воспитательных воздействий. За пределом контакта с воспита­телями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего об­щего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетель освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» — «для себя» и «для тети».

Оставьте комментарий